Резолютивная часть постановления объявлена 29.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Панченко С.Ю. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (ОГРН 1103122000296, Чернянский р-н, п. Чернянка, пл. Октябрьская, д. 21) от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (ОГРН 1023101671746, 308000, г. Белгород, пр-т Славы, 70) от Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернянскому району Белгородской области (309560, Белгородская область, Чернянский р-н, п. Чернянка, пер. Первомайский, д. 7) |
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
-Дорофеева Д.Г. - представителя (доверенность от 06.01.2012 N 2);
-Иванникова М.С. - представителя (доверенность от 10.01.2012 N 1);
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области и Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернянскому району Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 (судьи Сергуткина В.А., Донцова П.В., Протасов А.И.) по делу N А08-2213/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (далее - ООО "Центральный рынок", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия начальника Отдела внутренних дел по Чернянскому району, выразившегося в несогласовании управляющей компании ООО "Центральный рынок" паспорта безопасности универсального рынка, расположенного по адресу: Белгородская область, п. Чернянка, ул. Магистральная, 12, и с требованием обязать начальника Отдела внутренних дел по Чернянскому району согласовать паспорт безопасности универсального рынка.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 15.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 решение суда первой инстанции отменено, суд признал незаконным оспариваемое бездействие начальника ОВД по Чернянскому району и обязал последнего согласовать паспорт безопасности универсального рынка, расположенного по адресу: Белгородская область, поселок Чернянка, улица Магистральная, 12.
До рассмотрения дела в суде кассационной инстанции от Управления внутренних дел по Белгородской области поступило ходатайство о переименовании Управления внутренних дел по Белгородской области на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (далее - Управление) на основании приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.04.2011 N 295, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 26.05.2011 за государственным регистрационным номером 2113123068474.
Рассмотрев данное ходатайство, кассационная коллегия находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В кассационных жалобах Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области и Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернянскому району Белгородской области (далее - ОМВД РФ по Чернянскому району, Отдел) просят отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобах, заслушав в судебном заседании представителей Управления и ОМВД по Чернянскому району, кассационная инстанция считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по договору аренды от 21.01.2011 общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" арендует у индивидуального предпринимателя Дробышевой С.А. крытый рынок общей площадью 1123,2 кв.м., Литер Б, земельные участки - под объект торговли, площадью 1324 кв.м. кадастровый номер 31:08:1703 10:153, площадью 1 324 кв.м. кадастровый номер 31:08:1703 10:154, расположенные по адресу: Белгородская область, Чернянский район, п. Чернянка, ул. Магистральная, 12. Срок аренды - 11 месяцев.
Администрация муниципального района "Чернянский район" Белгородской области 28.01.2011 выдала Обществу разрешение на право организации розничного рынка, расположенного по указанному адресу (общая площадь рынка - 1 324 кв.м., количество торговых мест - 122).
ООО "Центральный рынок" обратилось в ОМВД РФ по Чернянскому району для согласования паспорта безопасности универсального рынка.
Письмом от 27.01.2011 N 510 ОМВД по Чернянскому району сообщило Обществу, что согласование паспорта безопасности будет проведено только после обследования комиссией из числа сотрудников различных служб и подразделений Отдела и оценки соблюдения требований по безопасности, предъявляемых к розничным рынкам, в том числе, соблюдения антитеррористического законодательства и участия в поддержании общественного порядка на рынке.
Заявитель повторно обратился 17.02.2011 в Отдел для согласования паспорта безопасности универсального рынка и 22.02.2011 по результатам обследования территории рынка был составлен акт обследования состояния технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием граждан, согласно которому осматриваемый объект отнесен к группе "А" и комиссией были выявлены следующие недостатки: отсутствует охранная сигнализация, отсутствуют металодетекторы, газоанализаторы, интроскопы, отсутствует система телевизионного наблюдения. Обществу предложено устранить выявленные недостатки в месячный срок.
В связи с неустранением вышеназванных недостатков в установленный срок письмом от 23.03.2011 N 1948 ОМВД РФ по Чернянскому району отказало Обществу в согласовании паспорта безопасности универсального рынка.
Считая бездействие ОМВД РФ по Чернянскому району по неосуществлению согласования паспорта безопасности незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N271-ФЗ) рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (ч. 4 ст. 8 Закона N 271-ФЗ).
В силу п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона N 271-ФЗ в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, управляющей рынком компанией организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке; разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
Согласно п. 12 ст. 3 названного Закона паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 255, паспорт безопасности составляется по согласованию с соответствующими органами внутренних дел и государственного пожарного надзора по месту расположения рынка, утверждается управляющей рынком компанией.
В силу п. 9 Требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений в разделе паспорта "Организация охраны и участие в поддержании общественного порядка на рынке" должны быть приведены данные о наличии на рынке системы охраны (наименование организаций, осуществляющих охрану рынка, наличие договоров на оказание охранных услуг, численность работников охраны, режим их работы, места расположения постов охраны на планах территории рынка, в расположенных на территории рынка отдельно стоящих зданиях, на стоянках автотранспорта, схемы и маршруты движения охраны на территории рынка и внутри зданий, место расположения центрального пункта охраны рынка на плане и его оснащенность, порядок взаимодействия службы охраны рынка с органами внутренних дел и пожарной охраной); организации и средствах связи, инженерно-технических и иных средствах охраны и защиты (конструкцию и параметры инженерных ограждений территорий, охранно-пожарную сигнализацию, средства связи и оповещения, системы видеонаблюдения, стационарные и ручные металлодетекторы, интроскопы, средства локализации взрыва, системы для принудительной остановки автотранспорта, газоанализаторы, кнопки тревожной сигнализации и другие технические средства охраны и защиты с указанием наименования оборудования, их количества, изготовителя, года изготовления, срока эксплуатации (лет) и схемы их размещения на территории рынка, на поэтажных планах зданий и сооружений, на стоянках автотранспорта, инженерных ограждениях).
Как установлено судом, согласно акту обследования состояния технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием граждан от 22.02.2011 установлены следующие недостатки: отсутствует охранная сигнализация, отсутствуют металодетекторы, газоанализаторы, интроскопы, отсутствует система телевизионного наблюдения.
Наличие указанных недостатков Обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, оценив и исследовав в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества о признании незаконным бездействия начальника ОМВД по Чернянскому район, выразившегося в несогласовании паспорта безопасности универсального рынка, расположенного по адресу: Белгородская область, п. Чернянка, ул. Магистральная, 12, управляющей компании ООО "Центральный рынок" и обязании начальника ОМВД по Чернянскому район согласовать паспорт безопасности универсального рынка.
В связи с изложенным, вывод суда апелляционной инстанции о том, что доказательств несоответствия названного паспорта безопасности требованиям, предъявляемым к нему постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 255, в материалы дела не представлено и указанное постановление Правительства РФ не содержит правил и норм, требованиям которых должен соответствовать рынок, и не устанавливает обязательные требования к тому, каким образом он должен быть оборудован, кассационная коллегия находит ошибочным.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 1, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.06.2011 по делу N А08-2213/2011.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Панченко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 9 Требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений в разделе паспорта "Организация охраны и участие в поддержании общественного порядка на рынке" должны быть приведены данные о наличии на рынке системы охраны (наименование организаций, осуществляющих охрану рынка, наличие договоров на оказание охранных услуг, численность работников охраны, режим их работы, места расположения постов охраны на планах территории рынка, в расположенных на территории рынка отдельно стоящих зданиях, на стоянках автотранспорта, схемы и маршруты движения охраны на территории рынка и внутри зданий, место расположения центрального пункта охраны рынка на плане и его оснащенность, порядок взаимодействия службы охраны рынка с органами внутренних дел и пожарной охраной); организации и средствах связи, инженерно-технических и иных средствах охраны и защиты (конструкцию и параметры инженерных ограждений территорий, охранно-пожарную сигнализацию, средства связи и оповещения, системы видеонаблюдения, стационарные и ручные металлодетекторы, интроскопы, средства локализации взрыва, системы для принудительной остановки автотранспорта, газоанализаторы, кнопки тревожной сигнализации и другие технические средства охраны и защиты с указанием наименования оборудования, их количества, изготовителя, года изготовления, срока эксплуатации (лет) и схемы их размещения на территории рынка, на поэтажных планах зданий и сооружений, на стоянках автотранспорта, инженерных ограждениях).
...
Наличие указанных недостатков Обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, оценив и исследовав в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества о признании незаконным бездействия начальника ОМВД по Чернянскому район, выразившегося в несогласовании паспорта безопасности универсального рынка, расположенного по адресу: Белгородская область, п. Чернянка, ул. Магистральная, 12, управляющей компании ООО "Центральный рынок" и обязании начальника ОМВД по Чернянскому район согласовать паспорт безопасности универсального рынка.
В связи с изложенным, вывод суда апелляционной инстанции о том, что доказательств несоответствия названного паспорта безопасности требованиям, предъявляемым к нему постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 255, в материалы дела не представлено и указанное постановление Правительства РФ не содержит правил и норм, требованиям которых должен соответствовать рынок, и не устанавливает обязательные требования к тому, каким образом он должен быть оборудован, кассационная коллегия находит ошибочным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 марта 2012 г. N Ф10-137/12 по делу N А08-2213/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5390/12
18.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5390/12
07.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-137/12
30.11.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4017/11