Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
|
|
Судей: |
Маргеловой Л.М. Стрегелевой Г.А. |
При участии в заседании:
|
|
от истца: ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска" (305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 171, ОГРН 1054639155878)
от ответчиков: Российская Федерация в лице Управления федерального казначейства по Курской области (305000, г. Курск, ул. Володарского, д. 22)
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (103097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9) |
Жукова Д.И. - представителя (дов. от 10.01.2012 б/н пост.)
не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом |
от третьих лиц: Комитет социального обеспечения Курской области (305007, г. Курск, ул Московская, д. 2-г) |
не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом |
Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 17) |
не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом |
рассмотрев кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 09.09.2011 (судья Трубецкая Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 (судьи Шеин А.Е., Яковлев А.С., Маховая Е.В.) по делу N А35-7265/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска" (далее - ОАО "ПАТП г. Курска", общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 30 941 413 руб. 99 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления в 2008 году мер социальной поддержки населению в виде льгот на услуги общественного транспорта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.09.2011 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "ПАТП г. Курска" взыскано 30 941 413 руб. 99 коп. убытков. В удовлетворении требований к Российской Федерации в лице УФК по Курской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ОАО "ПАТП г. Курска" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении на платной основе в городе Курске.
Во исполнение постановления Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области", на основании заключенных с Комитетом транспорта и связи Курской области договоров от 29.12.2007 N 78, от 28.03.2008 N 111, от 27.06.2008 N 174, от 26.09.2008 N 228 об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан (федеральных льготников) по единому социальному проездному билету ОАО "ПАТП г. Курска" в 2008 году осуществляло перевозку граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании такого билета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Указанный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 на территории Курской области установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан (в том числе для федеральных льготников) и стоимость такого билета, которая составила в период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года 130 рублей в месяц (стоимость обычного проездного билет на автобус - 340 рублей в месяц).
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
С целью компенсации расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки льготников, Правительство Курской области Постановлением от 21.02.2007 N 27 утвердило правила возмещения расходов транспортным организациям на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан.
ОАО "ПАТП г. Курска" представлен расчет, из которого следует, что размер понесенных расходов основан на следующих показателях: вид транспорта, количество реализованных в г. Курске ЕСПБ, стоимость обычного проездного билета на автобус, стоимость ЕСПБ, сумма полученная истцом от продажи ЕСПБ федеральным льготникам в соответствии с долей истца в общем объеме перевозок, сумма, поступившая из бюджета за перевозку федеральных льготников, доля истца в общем объеме перевозок.
Размер убытков определяется истцом путем разницы между ценой одного ЕСПБ и фактической стоимостью проездного билета на автобус, за вычетом полученных компенсаций.
В соответствии с представленным расчетом сумма, которую общество могло получить от продажи федеральным льготникам обычных проездных билетов на автобус, составила 44 775 620 руб. Сумма, полученная истцом от продажи ЕСПБ согласно доле в общем объеме перевозок составила 4 947 706 руб. 01 коп. В качестве компенсации за перевозку федеральных льготников на общественном транспорте истцом получено из бюджета 8 886 500 руб.
Исходя из этого, не полученная обществом провозная плата за перевозку федеральных льготников в 2008 году составила 30 941 413 руб. 99 коп.
Все показатели расчета подтверждены документами уполномоченных органов.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении требований к публично-правовым образованиям взыскание денежных средств осуществляется за счет соответствующей казны.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что материалами дела полностью подтверждены основания для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявленной обществом суммы убытков.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчик не представил, заявленное требование в указанной части удовлетворено обоснованно.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о пропуске обществом срока исковой давности правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (статья 264 Кодекса).
Судами установлено, что денежные средства на компенсацию указанных льгот перечислялись ОАО "ПАТП г. Курска" из средств федерального бюджета, а поскольку нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, финансирование расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Таким образом, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2008 году ОАО "ПАТП г. Курска" могло и должно было узнать по окончании финансового года - не позднее 01 января 2009 года. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса следует исчислять срок исковой давности по требованию, заявленному истцом.
В силу норм статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Исковое заявление подано в арбитражный суд 22.06.2011, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 09.09.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу N А35-7265/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Таким образом, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2008 году ОАО "ПАТП г. Курска" могло и должно было узнать по окончании финансового года - не позднее 01 января 2009 года. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса следует исчислять срок исковой давности по требованию, заявленному истцом.
В силу норм статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Исковое заявление подано в арбитражный суд 22.06.2011, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 марта 2012 г. N Ф10-527/12 по делу N А35-7265/2011