г. Воронеж |
|
23 ноября 2011 г. |
Дело N А35-7265/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шеина А.Е.,
судей Яковлева А.С.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новожениной В.М.,
от ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска": Кемишев А.Н., представитель по доверенности от 11.01.2011 г..,
от РФ в лице Министерства Финансов: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от РФ в лице Управления федерального казначейства по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета социального обеспечения Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 09.09.2011 г.. по делу N А35-7265/2011 (судья Трубецкая Е.В.) по исковому заявлению открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска" к Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Курской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитета социального обеспечения Курской области, о взыскании 30 941 413 руб. 99 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска" (далее - истец, ОАО "ПАТП г.Курска") обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Курской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 30 941 413 руб. 99 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления в 2008 году мер социальной поддержки населению в виде льгот на услуги общественного транспорта в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г.. N 181-ФЗ, "О ветеранах" от 12.01.1995 г.. N 5-ФЗ, "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г.. N N 1244-1.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.09.2011 г.. по делу N А35-7265/2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, в связи с чем просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ОАО "ПАТП г.Курска" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве от 03.11.2011 г..
Российская Федерация в лице Управления федерального казначейства по Курской области, Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчики, Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "ПАТП г.Курска" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении на платной основе в городе Курске.
Во исполнение постановления Администрации Курской области от 17.02.2005 г.. N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области", на основании заключенных с Комитетом транспорта и связи Курской области договоров N 78 от 29.12.2007 г.., N 111 от 28.03.2008 г.., N 174 от 27.06.2008 г.., N 228 от 26.09.2008 г.. об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан (федеральных льготников) по единому социальному проездному билету ОАО "ПАТП г. Курска" в 2008 году осуществляло перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании такого билета.
Предметом указанных договоров являлось установление взаимных обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Суть равной доступности транспортных услуг общественного транспорта сводилась к следующему: если субъект Российской Федерации сохраняет льготу по проезду на общественном транспорте для региональных льготников в натуральном виде, то она распространяется и на федеральных льготников.
Истец являлся организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на автобусном транспорте, и в силу норм части 3 статьи 789, статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязан был перевозить федеральных льготников на основании единого социального проездного билета.
При осуществлении пассажирских перевозок истец предоставлял льготы, установленные Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г.. N 181-ФЗ, "О ветеранах" от 12.01.1995 г.. N 5-ФЗ, "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г.. N N 1244-1 и приравненных к ним.
На основании договоров N 78 от 29.12.2007 г.., N 111 от 28.03.2008 г.., N 174 от 27.06.2008 г.., N 228 от 26.09.2008 г.. истцу перечислено за 2008 год 8 886 500 руб., а в случае продажи федеральным льготникам обычных проездных билетов, истец мог бы получить 44 775 620 руб.
Ссылаясь на неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из федерального бюджета, ОАО "ПАТП г.Курска" обратилось в суд с настоящим иском.
Рассматривая исковые требования по существу и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 г.. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г.. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 г..), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г.. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Федеральным законом от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 г.. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Закона от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ Постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 г.. N 7 на территории Курской области установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан (в том числе для федеральных льготников) и стоимость такого билета, которая в период с 01.01.2008 г.. по 31.12.2008 г.. составила 130 руб. в месяц.
Введенный указанным Постановлением единый социальный проездной билет (далее по тексту - ЕСПБ) предоставлял гражданам льготных категорий право проезда в городском и пригородном общественном транспорте. При этом стоимость ЕСПБ была меньше стоимости обычного проездного билета (в рассматриваемый период стоимость ЕСПБ - 130 рублей в месяц, стоимость обычного проездного билет на автобус - 340 рублей в месяц).
С целью компенсации расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки льготников, Правительство Курской области Постановлением N 27 от 21.02.2007 г.. утвердило правила возмещения расходов транспортным организациям на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан.
Указанным постановлением установлен порядок доведения денежных средств до транспортных предприятий, участвующих в реализации программы равной доступности транспортных услуг.
Во исполнение постановления Администрации Курской области от 17.02.2005 г.. N 7, в соответствии с Постановлением Правительства Курской области N 27 от 21.02.2007 г.. истец заключил с Комитетом транспорта и связи Курской области договоры N 78 от 29.12.2007 г.., N 111 от 28.03.2008 г.., N 174 от 27.06.2008 г.., N 228 от 26.09.2008 г..
В силу указанных договоров Администрация Курской области возмещала расходы предприятиям, осуществлявшим пассажирские перевозки транспортом общего пользования, связанных с предоставлением льгот по ЕСПБ. Средства финансирования распределялись между транспортными организациями, осуществлявшими перевозки льготников, согласно их доле в транспортной работе.
Как следует из справки Комитета транспорта и связи Курской области, доля ОАО "ПАТП г. Курска" в общем объеме внутригородских пассажирских социально-значимых перевозок в 2008 году составила 28,9%.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в 2008 году ОАО "ПАТП г.Курска" осуществляло пассажирские перевозки автобусами в городском сообщении на платной основе в городе Курске. Факт предоставления льготным категориям граждан (федеральным льготникам) льготного проезда подтверждается Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан.
Из представленного истцом расчета следует, что размер понесенных расходов основан на следующих показателях: вид транспорта, количество реализованных в г.Курске ЕСПБ, стоимость обычного проездного билета на автобус, стоимость ЕСПБ, сумма, полученная истцом от продажи ЕСПБ федеральным льготникам в соответствии с долей истца в общем объеме перевозок, сумма, поступившая из бюджета за перевозку федеральных льготников, доля истца в общем объеме перевозок.
Размер убытков определяется истцом путем разницы между ценой одного ЕСПБ и фактической стоимостью проездного билета на автобус, за вычетом полученных компенсаций.
В соответствии с представленным расчетом сумма, которую истец мог получить от продажи федеральным льготникам обычных проездных билетов на автобус, составила 44 775 620 руб. Сумма, полученная истцом от продажи ЕСПБ согласно доле в общем объеме перевозок составила 4 947 706 руб. 01 коп. В качестве компенсации за перевозку федеральных льготников на общественном транспорте истцом получено из бюджета 8 886 500 руб. Следовательно, неполученная истцом провозная плата за перевозку федеральных льготников в 2008 году составила 30 941 413 руб. 99 коп. Комитет промышленности, транспорта и связи подтвердил в судебном заседании расчеты истца.
На основании изложенного арбитражный суд области правомерно указал, что исковые требования ОАО "ПАТП г.Курска" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации 30 941 413 руб. 99 коп. убытков подлежат удовлетворению.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что Российская Федерация выполнила свои обязательства по перечислению субвенций на обеспечение равной транспортной доступности, следовательно, ответчиком по делу должен выступать субъект Российской Федерации - Курская область, обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
На основании пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 г.. N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности, в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г.. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены субвенции на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г.. N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из материалов дела следует, что переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций в 2008 году доведены до бюджета Курской области, однако данных денежных средств оказалось недостаточно для покрытия убытков истца от перевозки федеральных льготников.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответственно субъектом РФ или муниципальным образованием.
Согласно статьям 1069, 1071 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вина Министерства финансов Российской Федерации заключается в том, что при установлении льгот для отдельных категорий граждан в виде предоставления им права бесплатного проезда по социальному проездному билету, государственные органы власти федерального уровня не создали систему, реализующую на практике право истца на полное возмещение его убытков, соответственно, в бюджеты федерального уровня не были заложены необходимые для этого средства.
Факт выделения Российской Федерацией субвенций на обеспечение равной доступности не может являться основанием для освобождения ответчика в лице финансового органа от ответственности, поскольку доказательств того, что выделенных денежных было достаточно для компенсации указанных расходов всем перевозчикам, осуществляющим перевозки на территории г.Курска, ответчиком не доказано.
Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на пропуск истцом срока исковой давности обоснованно отклонен Арбитражным судом Курской области по следующим основаниям.
Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (статья 264 Кодекса).
Судом установлено, что денежные средства на компенсацию указанных льгот перечислялись ОАО "ПАТП г.Курска" из средств федерального бюджета, а, поскольку нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, финансирование расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 ГК РФ убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Таким образом, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2008 году ОАО "ПАТП г.Курска" могло и должно было узнать по окончании финансового года - не позднее 01.01.2009 г.. С этой даты согласно статье 200 ГК РФ и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует исчислять срок исковой давности по требованию, заявленному истцом.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Исковое заявление подано в арбитражный суд 22.06.2011 г.., то есть в пределах трехгодичного срока исковой данности.
Истцом в качестве соответчика по настоящему иску привлечена Российская Федерация в лице Управления федерального казначейства по Курской области.
Управление в соответствии с Положением об Управлении федерального казначейства по Курской области, утвержденным приказом Минфина России от 04.03.2005 г.. N 33н, является территориальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета на соответствующей территории в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кассовое обслуживание исполнения бюджета Курской области, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с соответствующими соглашениями, заключенными Управлением с органами местного самоуправления.
В этой связи, в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Курской области следует отказать.
Доводам заявителя жалобы о том, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, об истечении срока исковой давности судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие доказательств оказания истцом услуг по перевозке пассажиров опровергается материалами дела, в том числе справкой Комитета транспорта и связи Курской области о доле ОАО "ПАТП г.Курска" в общем объеме внутригородских пассажирских перевозок, справкой Комитета транспорта и связи Курской области от 29.12.2009 г.. N 182, отчетами истца о фактически выполненной транспортной работе.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Курской области от 09.09.2011 г.. по делу N А35-7265/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 09.09.2011 г.. по делу N А35-7265/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7265/2011
Истец: ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие г. Курска", ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, РФ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ (Управление Федерального казначейства по Курсской обл.), РФ в лице УФК Минфина РФ по Курской области
Третье лицо: Комитет промышленности транспорта и связи Курской обл., Комитет социального обеспечения Курской обл., Комитет социального обеспечения Курской области, Комитет транспорта и связи Курской области