Дело рассмотрено 12.03.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. Панченко С.Ю. |
При участии в заседании: |
|
от ООО ПК "Ангстрем" (ОГРН 1073668007269; 394019, г. Воронеж ул. Торпедо, д. 43) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (394006, г. Воронеж, пл. Ленина, д. 12) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2011 г. (судья Федосова С.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 г. (судьи Протасов А.И., Скрынников В.А., Донцов П.В.) по делу N А14-7623/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Ангстрем" (далее - ООО ПК "Ангстрем") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельных участков: площадью 10 136 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0210018:3, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Свердлова, д. 5а; площадью 23 939 кв.м. с кадастровым номером 36:34:02080540004, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, д. 43.
Для восстановления нарушенного права обжалуемым бездействием заявитель просил суд принять решение об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участка и направить проекты договоров купли-продажи этих земельных участков (уточненное заявление).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2011 г. заявленные требования ООО ПК "Ангстрем" удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области просит отменить обжалуемые решение и постановление суда, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО ПК "Ангстрем" принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое отдельно стоящее здание (Литер А) площадью 742,2 кв.м.; отдельно стоящее здание (литер Б) площадью 53,7 кв.м.; отдельно стоящее здание (Литер В) площадью 61,6 кв.м.; асфальтированное покрытие (Литер I) площадью 1 396 кв.м., расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Свердлова, д. 5а;
- здание (Литер Н, Н1, Н2) площадью 5 803, 1 кв.м.; нежилое здание - административно-хозяйственный блок (Литер П, П1) площадью 2 741 кв.м.; здание (Литер А, А1, А2, а) площадью 2 537,3 кв.м.; отдельно стоящее здание (Литер И, И1, И2) площадью 951,8 кв.м.; нежилое помещение I, III, IV (Литер Е, Е2, е) площадью 347, 6 кв.м., расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, д. 43.
Право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано обществом в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (от 20.11.2008 г. 36-АВ 223832, 36-АВ 223833, от 03.12.2008 г. 36-АВ 223694, 36-АВ 223695, от 02.10.2008 г. 36-АВ 148257, 36-АВ 148256, от 19.08.2010 г. 36-АВ 956778, от 01.12. 2009 г. 36-АВ 610562, от 18.11.2010 г. 36АГ 151879).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участках: площадью 10 136 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0210018:3 (ул. Свердлова, 5а) и площадью 23 939 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0208054:0004 (ул. Торпедо, 43).
ООО ПК "Ангстрем" владеет и пользуется этими земельными участками на основании договоров аренды от 01.06.2000 г. N 275-00-03/мз и от 29.05.2001 г. N 585-01-09/мз, заключенных им с администрацией г. Воронежа.
31.03.2011 г. ООО ПК "Ангстрем" в порядке статьи 36 ЗК РФ обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлениями о предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков.
Департамент письмом от 13.05.2011 г. N 17-4004з сообщил обществу о необходимости предоставления дополнительных документов по испрашиваемым земельным участкам.
03.06.2011 г. общество представило в Департамент все требуемые документы для принятия последним соответствующего решения.
Поскольку Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в установленный законом срок не принято решение о предоставлении в собственность заявителю испрашиваемых земельных участков, ООО ПК "Ангстрем" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия указанного органа власти.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. N 365, Департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из материалов дела, обществом к заявлению о приобретении прав на земельные участки, на которых расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества, были приложены все необходимые документы согласно вышеуказанному Перечню.
Доказательств обратного Департаментом в материалы дела не представлено.
Также, в ходе судебного разбирательства Департамент не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что спорные земельные участки изъяты из оборота либо ограничены в обороте.
Между тем, заявление ООО ПК "Ангстрем" о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков в установленный законом срок рассмотрено не было и решение по нему не принято.
Как видно из материалов дела, Департамент, проявляя бездействие в принятии решения о предоставлении заявителю в собственность земельных участков, в письме от 12.07.2011 г. N 17-5573з, адресованном обществу, ссылается на необходимость получения дополнительной информации из органов БТИ, а также администрации городского округа город Воронеж о возможном нахождении на спорных земельных участках объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам.
Признавая оспариваемое бездействие Департамента незаконным, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, непредставление заявителем в уполномоченный орган сведений о кадастровых номерах зданий, строений и сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках, послужило, по мнению Департамента, причиной непринятия решения о предоставлении ООО ПК "Ангстрем" этих участков в установленный законом срок.
Указанные доводы органа власти судом обоснованно признаны несоответствующими закону в связи со следующим.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, а также его кадастровый номер.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ).
Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о необходимости представления в уполномоченный орган схемы расположения объектов недвижимого имущества на испрашиваемых земельных участках, а также технических паспортов этих объектов судом обоснованно признаны неправомерными, так как указанные документы не включены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370 в перечень обязательных документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
Учитывая изложенное, бездействие уполномоченного органа, связанное с непринятием по заявлению ООО ПК "Ангстрем" решения о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, судом обосновано признано незаконным.
В соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ для устранения нарушенных прав ООО ПК "Ангстрем" суд правильно возложил на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанность принять решение и подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 г. по делу N А14-7623/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, а также его кадастровый номер.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ).
Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о необходимости представления в уполномоченный орган схемы расположения объектов недвижимого имущества на испрашиваемых земельных участках, а также технических паспортов этих объектов судом обоснованно признаны неправомерными, так как указанные документы не включены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370 в перечень обязательных документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 марта 2012 г. N Ф10-615/12 по делу N А14-7623/2011