город Воронеж |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А14-7623/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Скрынникова В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от ООО ПК "Ангстрем": Долгинской Е.Н., представителя по доверенности б/н от 07.06.2011,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Родиной М.Л., советника отдела правового обеспечения по доверенности N 172 от 01.09.2011, уд
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2011 по делу N А14-7623/2011 (судья Федосова С.С.) по заявлению ООО ПК "Ангстрем" к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж, о признании незаконным бездействия в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0210018:3, 36:34:0208054:0004,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Ангстрем" 15.08.2011 обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области:
- о признании незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:0210018:3, площадью 10136 кв. м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Свердлова, 5а,
- обязании Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:0210018:3, площадью 10136 кв. м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Свердлова, 5а.
Заявление было принято судом к производству, делу присвоен N А14-7623/2011.
Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Ангстрем" 15.08.2011 обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области:
- о признании незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:02080540004, площадью 23939 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, 43.
- обязании Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:02080540004, площадью 23939 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, 43 и подготовить проект договора купли-продажи по цене в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади.
Заявление было принято судом к производству, делу присвоен N А14-7622/2011.
Определением суда от 12.09.2011 дело N А14-7623/2011 было объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А14-7623/2011.
С учетом уточнений от 12.10.2011 заявленные требования Общества к Департаменту были сформулированы следующим образом:
- признание незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровым номером 36:34:0210018:3, площадью 10136 кв. м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Свердлова, 5а, и с кадастровым номером 36:34:02080540004, площадью 23939 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, 43.
- обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение о предоставлении в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0210018:3, площадью 10136 кв. м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Свердлова, 5а и 36:34:02080540004, площадью 23939 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, 43.
- направить проекты договоров купли-продажи данных земельных участков по цене, установленной ст.2 федерального закона N 137- ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" а также, п.2.ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.08. N25-03 "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Решением суда от 19.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывают на то, что представление недостающих документов было продиктовано действующим законодательством. Необходимость произвести запрос в БТИ, а также Администрацию городского округа город Воронеж о предоставлении необходимой информации было вызвано тем, чтобы избежать нарушения интересов третьих лиц. Письмом от 13.05.2011 N 17-4004з было отказано заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, следовательно бездействия со стороны Департамента не последовало.
Как видно из материалов дела, ООО ПК "Ангстрем" является собственником ряда объектов недвижимости расположенных по адресам: г.Воронеж, ул. Свердлова, 5-а (4 объекта) и по адресу: г.Воронеж, ул. Торпедо, 43 (5 объектов), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 37-40, 179-183).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровым номером 36:34:0210018:3, площадью 10136 кв.м. (ул.Свердлова, 5а) и с кадастровым номером 36:34:0208054:0004, площадью 23939 кв.м. (ул.Торпедо, 43).
Земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0210018:3 и 36:34:0208054:0004 используются ООО ПК "Ангстрем" на основании договоров аренды от 01.06.2000 N 275-00-03/мз и от 29.05.2001 N 585-01-09/мз.
31.03.2011 ООО ПК "Ангстрем" в порядке статьи 36 АПК РФ обратилось в Департамент имущественный и земельных отношений по Воронежской области с заявлениями о предоставлении в собственность указанных земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0210018:3 и 36:34:0208054:0004 (л.д. 78-81, л.д.219-220).
К каждому заявлению был приложен соответствующий пакет документов.
13.05.2011 Департамент письмом N 17-4004з указал обществу на необходимость предоставления дополнительных документов по двум испрашиваемым земельным участкам.
Обществу необходимо было представить:
- обновленную выписку о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0208054:0004;
- прекратить право аренды на него;
- поскольку право аренды земельного участка ограниченно правом ипотеки, обществу необходимо представить согласие Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (залогодержатель) на осуществление вышеуказанных действий;
- для идентификации объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, в кадастровых паспортах этих земельных участков должны быть указанны кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, строений, сооружений и объектов незавершенного строительства;
- представить схему расположения объектов недвижимости и технические паспорта объектов недвижимости.
03.06.2011 обществом в Департамент вместе с письмом от 02.06.2011 N 100 были представлены следующие дополнительные документы: выписка из ЕГРПН от 20.05.2011 N 01/055/2011-010 и письменное согласие Центрально-Черноземного банка Сбербанка России от 28.04.2011 N 01-03/2324 и N 01-03/2325 на выкуп спорных земельных участков. Кроме того, общество в представленном письме от 02.06.2011 N 100 пояснило, что в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года установлен переходный период и до окончания переходного периода учет зданий, строений, сооружений осуществляется в прежнем порядке, т.е. без установления их кадастровых номеров в кадастровом паспорте соответствующего земельного участка.
12.07.2011 Департамент письмом N 17-5573 сообщил обществу, что дополнительно представленные документы, необходимые для принятия решения о предоставления в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0210018:3 и 36:34:0208054:0004 получены.
Во избежание нарушения интересов третьих лиц Департаментом направлены запросы в органы БТИ, а также в администрацию городского округа город Воронеж о предоставлении информации. При этом Департамент указал, что после получения соответствующей информации в отношении указанных выше земельных участков общество будет проинформировано в установленном порядке. Считая бездействия Департамента по решению вопроса о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков незаконными, Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Ангстрем" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ДИЗО Воронежской области не представлены доказательства законности оспариваемого бездействия, безусловно нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу создания препятствий в ее осуществлении.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно пунктам 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития от 30.10.2007 г. N 370).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007 к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 данного Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Как подтверждается материалами дела и было установлено судом первой инстанции, общество с учетом дополнительно представленных документов в Департамент, которые были приняты последним, представило все необходимые документы установленные приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что представление недостающих документов было продиктовано действующим законодательством, является несостоятельным по следующим основаниям.
В своем письме Департамент указал на требования статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции было верно отмечено, что в соответствии с п. 1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 01.01.2013 установлен переходный период применений Закона о кадастре к отношениям, возникшим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Предоставление схемы расположения объектов недвижимости на земельных участках не продиктовано исчерпывающим перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, предусмотренный приказом минэкономразвития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
Довод апелляционной жалобы относительно необходимости запроса в БТИ, а также Администрацию городского округа город Воронеж о предоставлении необходимой информации, не был аргументировано обоснован Департаментом ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, подлежит отклонению.
Довод апелляционной жалобы, что письмом от 13.05.2011 N 17-4004з было отказано заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, следовательно бездействия со стороны Департамента не последовало, фактически повторяет довод, изложенный в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашел свое отражение в судебном акте. Он был подробно исследован и, по мнению суда апелляционной инстанции, ему была дана правильная юридическая оценка. Оснований для его переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области не представлены доказательства законности оспариваемого бездействия, безусловно нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу создания препятствий в ее осуществлении. В связи с предоставлением Обществом всех необходимых документов, у Департамента возникла обязанность по осуществлению конкретных действий по предоставлению ООО СП "Ангстрем" испрашиваемых земельных участков в собственность.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2011 по делу N А14-7623/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7623/2011
Истец: ООО ПК "Ангстрем"
Ответчик: ДИЗО Воронежской области