Дело рассмотрено 15 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от предпринимателя Гайдуковой Г.И. (ОГРНИП 304710514500050; ИНН 712400012377) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518)
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2011 г. (судья Андреева Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 г. (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А68-3171/11,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гайдукова Галина Ивановна обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным отказа от 18.03.2011 г. N 01/001/2011-074 в государственной регистрации договора аренды от 27.12.2010 г. N 10П2506 земельного участка с кадастровым номером 71:30:030816:148, общей площадью 536 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, по ул. Вильямса, и обязании управления зарегистрировать договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, Управление Росреестра по Тульской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Гайдукова Г.И. и Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области 20.01.2011 г. обратились в Управление Росреестра по Тульской области с заявлениями о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:030816:148, площадью 536 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Вильямса.
Уведомлением от 14.02.2011 г. N 01/001/2011-074 государственная регистрация договора аренды от 27.12.2010 г. N 10П2506 приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а сообщением от 18.03.2011 г. N 01/001/2011-074 в государственной регистрации договора аренды от 27.12.2010 г. N 10П2506 отказано на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ссылкой п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
При этом отказ в регистрации данного договора мотивирован тем, что нарушена процедура предоставления земельного участка, поскольку сведения о внесении номера в государственный кадастр недвижимости датированы 27.01.2010 г., т.е. ранее принятия постановления администрацией Тульской области от 01.06.2010 г. N 438 "О предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Гайдуковой Г.И. места размещения магазина продовольственных товаров с кафетерием".
Полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка является незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав приведен в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, абзацами 4 и 10 пункта 1 которой установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
На основании п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
В силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Судами установлено, что постановлением администрации г. Тулы от 26.10.2009 г. N 3313 "О выборе земельного участка для строительства магазина продовольственных товаров с кафетерием в районе дома N 42 по ул. Вильямса в Пролетарском районе г. Тулы" во исполнение поручения Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области об обеспечении выбора земельного участка для строительства магазина продовольственных товаров с кафетерием от 23.06.2009 г. N Г-3448-о, в связи с заявлением предпринимателя Гайдуковой Г.И. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории N @0773/06.05.2009, площадью 536 кв.м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Вильямса. Вид разрешенного использования земельного участка - магазин продовольственных товаров с кафетерием.
Пунктом 2 данного постановления Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы поручено в установленном порядке передать в Администрацию Тульской области акт о выборе земельного участка для заявленного строительства и схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства или об отказе в его размещении.
Постановлением Администрации Тульской области от 01.06.2010 г. N 438 "О предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Гайдуковой Г.И. места размещения магазина продовольственных товаров с кафетерием" предварительно согласовано место размещения магазина и утвержден акт о выборе земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правомерные выводы, что спорный земельный участок предоставлен Гайдуковой Г.И. для строительства магазина по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ. На момент обращения предпринимателя в 2009 году с заявлением о предоставлении спорного земельного участка он не был сформирован. Решение о предварительном согласовании места размещения магазина принято уполномоченным органом.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что с целью ускорить административные процедуры по оформлению аренды Гайдуковой Г.И. были проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет до вынесения постановления администрацией о предварительном согласовании Гайдуковой Г.П. места размещения магазина, не свидетельствует о необходимости проведения торгов в отношении спорного земельного участка.
Доказательств обоснованности отказа в государственной регистрации договора аренды от 27.12.2010 г. N 10П2506 на основании положений ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, управлением не представлено.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных соответствующими доказательствами, поэтому отклоняются.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А68-3171/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правомерные выводы, что спорный земельный участок предоставлен Гайдуковой Г.И. для строительства магазина по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ. На момент обращения предпринимателя в 2009 году с заявлением о предоставлении спорного земельного участка он не был сформирован. Решение о предварительном согласовании места размещения магазина принято уполномоченным органом.
...
Доказательств обоснованности отказа в государственной регистрации договора аренды от 27.12.2010 г. N 10П2506 на основании положений ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, управлением не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2012 г. N Ф10-405/12 по делу N А68-3171/2011