Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от администрации Белгородского района (г. Белгород, ул. Шершнева, д. 1-а) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
|
|
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (г. Белгород, ул. Б. Хмельницкого, д. 162) |
Герасимовой О.Ф. - представителя (доверен. от 05.05.2011 г. N 39, пост.), |
|
|
от МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 29 с. Красный Октябрь" (Белгородский район, с. Красный Октябрь, ул. Молодежная, д. 1) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.08.2011 г. (судья Назина Ю.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 г. (судьи Сергуткина В.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-3952/2011,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Белгородского района обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на здание - детский сад, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район с. Красный Октябрь, ул. Молодежная, д. 1, обязании управления зарегистрировать право муниципальной собственности на данное здание.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.08.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, Управление Росреестра по Белгородской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные решение и постановление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, администрация Белгородского района 23.03.2011 г. обратилась в Управление Росреестра по Белгородской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - детский сад площадью 2 801, 4 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Красный Октябрь, ул. Молодежная, д. 1.
Управлением 21.04.2011 г. регистрация права собственности приостановлена, о чем заявителю направлено уведомление N 01/039/2011-845, а сообщением от 13.05.2011 г. N 01/039/2011-845 отказано в государственной регистрации права собственности.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности на спорное недвижимое имущество является незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 18 названного Закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРП.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав приведен в статье 20 Федерального Закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, в силу абзаца 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Из содержания сообщения от 13.05.2011 г. N 01/039/2011-845 следует, что основанием для отказа в регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества - детский сад, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Красный Октябрь, ул. Молодежная, д. 1, явилось непредставление заявителем документов, подтверждающих права собственности на спорный объект недвижимости у ЗАО "Колос".
Из материалов дела усматривается, что решением исполкома Белгородского районного Совета народных депутатов от 16.12.1983 г. N 410 "Об утверждении актов государственной комиссии о приемке в эксплуатацию детсада-яслей на 190 мест в селе Красный Октябрь" детсад передан исполкому Краснооктябрьского сельского Совета и поставлен на баланс.
До 2000 г. детский сад использовался ЗАО "Колос" по назначению, в настоящее время объект по назначению не используется, на балансе ЗАО "Колос" не числится.
Судами установлено, что администрацией на государственную регистрацию были представлены документы: постановление Главы администрации Белгородского района Белгородской области от 28.03.2005 г. N 204 о принятии в муниципальную собственность названного детского сада, акт приема-передачи от 28.03.2005 г., выписка из Реестра муниципальной собственности, согласно которой нежилое здание - детский сад, расположенное по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Красный Октябрь, ул. Молодежная, д.1, включено в реестр муниципальной собственности, справка от 23.03.2011 г. N 767 о том, что указанное нежилое здание детского сада за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения не закреплено и составляет казну муниципального района.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Спорный объект недвижимости внесен в Реестр муниципального имущества на основании вышеуказанного Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, что отражено в представленной на регистрацию выписке от 23.03.2011 г.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды сделали обоснованные выводы, что представленные администрацией на государственную регистрацию документы подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в муниципальной собственности, никем не оспорены и позволяют достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах и правомерно руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суды правильно признали незаконном отказ Управления Росреестра по Белгородской области в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение - детский сад, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Красный Октябрь, ул. Молодежная, д. 1.
Доводы кассационной жалобы о необходимости обращения администрации и ЗАО "Колос" за регистрацией перехода права собственности от общества к администрации, отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.08.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 г. по делу N А08-3952/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Спорный объект недвижимости внесен в Реестр муниципального имущества на основании вышеуказанного Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, что отражено в представленной на регистрацию выписке от 23.03.2011 г."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 марта 2012 г. N Ф10-510/12 по делу N А08-3952/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8945/12
02.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8945/12
23.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-510/12
28.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5041/11