Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.03.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. Панченко С.Ю. |
При участии в заседании: |
|
от областного казенного учреждения "Центр занятости населения Пристенского района" (ОГРН 1024600731880; 306200, Курская обл., п. Пристень, ул. Ленина, д. 3)
от территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (305002, г. Курск, ул. Марата, д. 9) |
Каменевой Е.А. - директора (приказ от 20.12.2000 г. N 07А-71),
Свечкарь Ю.А. - представителя (доверен. от 01.08.2011 г. N 2, пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 23.09.2011 г. (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 г. (судьи Протасов А.И., Сергуткина В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А35-7609/2011,
УСТАНОВИЛ:
Областное казенное учреждение "Центр занятости населения Пристенского района" (далее - ОКУ "ЦЗН Пристенского района") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об отмене предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 30.05.2011 г. N 44-01-08/1180 по устранению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проверки (акт проверки от 25.05.2011 г.).
Решением арбитражного суда от 23.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области просит отменить состоявшиеся судебные акты по настоящему делу в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Постановлением администрации Курской области от 28.12.2009 г. N 477 (в редакции постановлений от 25.01.2010 г. N 5-па, от 11.06.2010 г. N 250-па, от 09.08.2010 г. N 342-па, от 17.12.2010 г. N 612-па) утверждена Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Курской области в 2010 году.
Для софинансирования указанных региональных программ за счет средств федерального бюджета Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 1011 утверждены Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Одним из основных мероприятий, финансируемых по указанной региональной программе за счет средств консолидированного бюджета, являлось - организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы массового увольнения, признанных в установленном порядке безработных граждан и граждан, ищущих работу.
Главным распорядителем бюджетных средств на финансирование расходов по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Курской области в 2010 году, являлся Комитет по труду и занятости населения Курской области.
В перечень муниципальных образований, участвующих в Программе в 2010 году, было включено муниципальное образование "Пристенский район" Курской области.
Вышеназванная региональная программа также содержала и перечень предприятий (организаций), в которых должны быть реализованы мероприятия этой программы.
Программой дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2010 году, утвержденной в установленном порядке, муниципальному образованию "Пристенский район" общий объем финансирования мероприятий предусмотрен в сумме 4 614 703, 90 руб., в том числе, на организацию общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными гражданами и граждан, ищущих работу - 1 672 858,38 руб.
При проведении территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области проверки использования ОКУ "ЦЗН Пристенского района" указанных бюджетных средств установлено нецелевое, по мнению органа бюджетного надзора, использование средств бюджета в размере 68 212,80 руб., из которых 23 078, 14 руб. - компенсация работодателям выплат в пользу лиц, привлеченных к временным работам, сверх установленного минимального размера оплаты труда и 45 134,66 руб. - возмещение работодателям затрат, связанных с выплатой заработной платы временно привлеченным лицам, сверх установленного периода (3 месяца).
По результатам указанной проверки составлен акт от 25.05.2011 г. и в адрес ОКУ "ЦЗН Пристенского района" направлено предписание от 30.05.2011 г. N 44-01-08/1180 об устранении вышеизложенных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с предписанием органа бюджетного надзора, Учреждение оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 1011 утверждены Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Указанным правовым актом регулируется порядок предоставления субсидий на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке.
При этом механизм реализации дополнительных мероприятий и значения целевых показателей эффективности их реализации устанавливаются региональной программой и правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 вышеназванных Правил оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение условий, установленных настоящими Правилами, и недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в Федеральную службу по труду и занятости (п. 18 Правил).
Таким образом, учитывая, что порядок и условия финансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, регулируются соответствующими региональными правовыми актами, постановлением Правительства Курской области от 19.05.2009 г. N 68 (в редакции постановления от 10.02.2010 г. N 9) и Порядком организации общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы массового увольнения, признанных в установленном порядке безработных граждан и граждан, ищущих работу, утвержденным приказом Комитета по занятости населения Курской области от 08.02.2010 г. N 01-17, размер компенсаций, выплачиваемых работодателям Центрами занятости, должен определяться из расчета минимального размера оплаты труда с учетом начислений на фонд оплаты труда и средняя продолжительность таких выплат не должна превышать трех месяцев (период, на который гражданин может быть привлечен к выполнению временных работ).
Как следует из материалов дела, во исполнение положений Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2010 году, между ОКУ "ЦЗН Пристенского района" и ООО "АТП Пристень" заключен договор о совместной деятельности по организации временного трудоустройства работников в случае угрозы массового увольнения от 29.01.2010 г. N 01-ВР.
В соответствии с указанным соглашением ООО "АТП Пристень" приняло на себя обязательство создать 17 рабочих мест для организации временного трудоустройства работников.
В свою очередь, Центр занятости на основании представленных работодателем соответствующих документов учета должен компенсировать последнему затраты по организации временных работ из расчета минимального размера оплаты труда на одного работающего с учетом начислений на фонд оплаты труда.
Период участия граждан во временных работах, в соответствии с указанным соглашением, не может превышать трех месяцев.
Установив факт превышения названных показателей при осуществлении компенсаций ООО "АТП Пристень" на сумму 68 212,80 руб., орган бюджетного надзора пришел к выводу о нецелевом использовании ОКУ "ЦЗН Пристенского района" средств бюджета в указанном размере.
Давая оценку выводам территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в этой части, суд обоснованно признал их неправомерными в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области проведена выборочная проверка Областного казенного учреждения "Центр занятости населения Пристенского района" на предмет использования учреждением бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда за период с 01.01.2-10 г. по 31.12.2010 г.
При этом, трехмесячный срок - финансируемый период участия граждан во временных работах проверяющими рассчитан по отдельно взятому предприятию - участнику реализации Программы (ООО "АТП Пристень").
Между тем, Правилами предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 1011, Программой дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2010 году, утвержденной постановлением администрации Курской области от 28.12.2009 г. N 477, Порядком организации общественных работ и временного трудоустройства, утвержденным приказом Комитета по занятости населения Курской области от 08.02.2010 г. N 01-17, предусмотрено, что период привлечения граждан к временным работам является расчетным и в среднем не должен превышать трех месяцев.
Как следует из материалов дела, средняя продолжительность участия граждан во временных работах по муниципальному образованию "Пристенский район" составила 2,8 месяца.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в соответствии с действующими правовыми актами допускается превышение трехмесячного срока привлечения граждан к временным работам на отдельно взятом предприятии, при условии непревышения этого периода в среднем по муниципальному району.
При таких обстоятельствах дела оспариваемое предписание органа бюджетного надзора в части возмещения ОКУ "ЦЗН Пристенского района" в бюджет 45 134,66 руб. затрат на организацию временных работ, связанных с их компенсацией ООО "АТП Пристень" за период, превышающий трехмесячный срок, является незаконным.
Признавая недействительным предписание ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 30.05.2011 г. N 44-01-08/1180 в части отнесения к нецелевым выплатам 23 078,14 руб. в виде компенсаций ООО "АТП Пристень" затрат на организацию временных работ сверх установленного минимального размера оплаты труда, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Из материалов дела следует, расходы ОКУ "ЦЗН Пристенского района" на реализацию дополнительных мероприятий - организация общественных работ, временного трудоустройства составили в 2010 году 1 672 858,38 руб. при планируемых расходах на указанные цели в размере 1 786 878,42 руб.
В ходе судебного разбирательства органом бюджетного надзора суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о неэффективном расходовании ОКУ "ЦЗН Пристенского района" бюджетных средств на вышеуказанные цели.
Кроме того, как указано выше, механизм реализации дополнительных мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников регламентирован правовыми актами субъекта Российской Федерации, а оценка эффективности расходов регионального бюджета, источником которого являются, в том числе, субсидии из Федерального бюджета, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.
Акт проверки использования ОКУ "ЦЗН Пристенского района" бюджетных средств от 25.05.2011 г. не содержит сведений о выявлении вышеназванными уполномоченными органами нарушений порядка реализации указанных дополнительных мероприятий, а также неэффективного расходования бюджетных средств.
Кроме того, финансирование мероприятий по снижению напряженности на рынке труда осуществляется как за счет средств областного бюджета, так и за счет средств федерального бюджета, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в виде субсидий.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, акт проверки органа бюджетного надзора не содержит сведений о размере субсидий, проступивших в бюджет Курской области, в том числе и на финансирование затрат по выполнению спорных работ.
Оспариваемое предписание также не содержит сведений о размере неправомерно израсходованных средств Федерального бюджета.
При этом в предписании органа бюджетного надзора не указано в какой бюджет подлежат возмещению эти денежные средства.
При таких обстоятельствах спора предписание ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 30.05.2011 г. N 44-01-08/1180 судом обоснованно признано недействительным, в том числе и по указанным основаниям.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.09.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 г. по делу N А35-7609/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая недействительным предписание ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 30.05.2011 г. N 44-01-08/1180 в части отнесения к нецелевым выплатам 23 078,14 руб. в виде компенсаций ООО "АТП Пристень" затрат на организацию временных работ сверх установленного минимального размера оплаты труда, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 марта 2012 г. N Ф10-747/12 по делу N А35-7609/2011