• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 апреля 2012 г. N Ф10-1203/12 по делу N А09-4777/2011

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 06.04.2011 по делу N 24 установлено, что при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент их возникновения.

Исходя из вышеизложенного, договоры, которые были заключены до вступления в силу ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", признаются действующими до установленного в них срока. С момента вступления в силу ст. 17.1. ФЗ "О защите конкуренции" заключение без проведения торгов договоров на новый срок, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных ст. 71.1 ФЗ "О защите конкуренции".

При этом положения ст. 621 ГК РФ не являются исключением, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", и, следовательно, не являются основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о том, что заключение соглашения к договору аренды N 17/БКС-555 от 08.07.2007 между ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" и ОАО "Брянские коммунальные системы" без проведения процедуры торгов является нарушением ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" и приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке передачи тепло и электроэнергии.

Положениями статьи 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Следовательно, вне зависимости от заявленных требований арбитражный суд вправе дать оценку законности сделки, на которой основан иск, или отдельных ее положений.

Таким образом, судам первой и апелляционной инстанций следовало дать правовую оценку соглашению от 04.07.2008, заключенному между ГУП "Брянсккоммунэнерго" и ОАО "Брянские коммунальные системы", на предмет его недействительности (ничтожности) с учетом положений ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции".

Данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения настоящего спора, поскольку влияет на возможность взыскания арендной платы на основании договора аренды N 17/БКС-555 от 08.07.2007.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Брянской области от 07.10.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции."