Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2012 .
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Активные коммуникации" (ОГРН 1075752005724; 302001, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 183, а/я 11)
от администрации г. Орла (302000, г. Орел, ул. Пролетарская гора, д. 1)
от третьих лиц: от Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (302028, г. Орел, ул. Пролетарская гора, д. 1)
от Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области (302021, г. Орел, пл. Ленина, д. 1) |
Кузякина В.В. - представителя (доверен. от 01.03.2011 .),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации города Орла и Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2011 г. (судья Жернов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу N А48-2162/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Активные коммуникации" (далее - ООО "Активные коммуникации") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Орла, выразившегося в невыдаче Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области заключения о возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции - двухстороннего щита размером 3м*6м на земельном участке, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Брестская, район дома N 1 по ул. Ленина (уточненное заявление).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2011 г. заявленные требования ООО "Активные коммуникации" удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационных жалобах администрация города Орла и Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла просят отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Активные коммуникации" требований.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобах, заслушав представителя ООО "Активные коммуникации", явившегося в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 28.01.2011 г. ООО "Активные коммуникации" обратилось в Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области с заявлением об установке рекламной конструкции - двухсторонний щит размером 3м*6м на земельном участке, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Брестская (район дома N 1 по ул. Ленина).
В связи с поступившим заявлением общества Департамент направил обращение в администрацию г. Орла для решения вопроса о возможности либо невозможности установки рекламной конструкции на испрашиваемом земельном участке.
Письмом от 01.03.2011 г. N 1179 Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла проинформировало Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области о наличии самовольно установленной рекламной конструкции по указанному адресу, принадлежащей ООО "Активные коммуникации".
Считая, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо рекламные конструкции, принадлежащие обществу, ООО "Активные коммуникации" проинформировало об этом Департамент и администрацию г. Орла, а также повторно обратилось в уполномоченный орган с заявлением об установке и эксплуатации рекламной конструкции.
В свою очередь, Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области также повторно обратился в орган местного самоуправления о подготовке соответствующего заключения о возможности либо невозможности установки рекламной конструкции на испрашиваемом заявителем земельном участке.
В ответ на указанное обращение Администрация сообщила о том, что самовольно установленная рекламная конструкция по адресу: г. Орел, ул. Брестская (район дома N 1 по ул. Ленина) демонтирована и в настоящее время проводятся мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на земли, в том числе, расположенные и по указанному адресу.
Посчитав, что орган местного самоуправления, уклоняясь от подготовки соответствующего заключения по запросу Департамента, допускает незаконное бездействие, ООО "Активные коммуникации" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании этого бездействия.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ).
Частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно части 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Часть 15 статьи 19 Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче разрешения:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1-5.7 и 9.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в городе Орле и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 1 Законом Орловской области от 30.06.2006 г. N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" полномочия по распоряжению земельными участками указанной категории предоставлены органу исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.09 г. N 25 утверждено Положение о Департаменте имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
В соответствии с пунктами 4.17 и 4.19 указанного Положения полномочия по распоряжению земельными участками в г. Орле, государственная собственность на которые не разграничена, а также полномочия по установке рекламных конструкций на таких земельных участках предоставлены Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
Приказом Департамента от 26.02.2010 г. N 329 утвержден Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций
В соответствии с пунктами 1.3-1.5, 2.1-2.6 указанного Порядка по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент осуществляет следующие полномочия: выдает согласие на присоединение к имуществу - земельному участку рекламной конструкции; организует проведение торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках; заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках.
Установка и эксплуатация рекламных конструкций на земельных участках осуществляется владельцем по договору с Департаментом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках осуществляется на основании торгов в форме аукциона, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель, обращаясь в Департамент с заявлением об установке и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке, прилагает к нему следующие документы:
- данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- схема предполагаемого места установки рекламной конструкции в масштабе 1:500 и ситуационный план;
- эскиз рекламной конструкции;
- фотография существующего положения градостроительной ситуации;
- проектное предложение с предполагаемой установкой рекламной конструкции (фотомонтаж);
- сведения о положении лица в сфере распространения наружной рекламы на территории города Орла.
Департамент в двухнедельный срок со дня поступления заявления направляет в администрацию г. Орла обращение для определения соответствия установки рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, а также схеме территориального планирования или генеральному плану г. Орла и подготовки заключения с необходимыми согласованиями с уполномоченными органами и организациями о возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции на испрашиваемом земельном участке.
При наличии положительного заключения Департамент обеспечивает оценку годовой платы на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке в месячный срок.
На основании заключения и отчета Департамент принимает решение о проведении аукциона в двухнедельный срок.
Победитель аукциона заключает с Департаментом договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке.
Как следует из материалов дела, для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Брестская (район дома N 1 по ул. Ленина), ООО "Активные коммуникации" представило в уполномоченный орган все необходимые документы.
Для получения заключения о возможности либо невозможности установки рекламной конструкции на испрашиваемом земельном участке Департамент неоднократно направлял в администрацию города Орла соответствующие обращения.
На указанные обращения орган местного самоуправления заключение по установленной форме и содержанию в государственный орган исполнительной власти не направил.
Письма должностных лиц администрации город Орла, направленные в Департамент, не могут считаться заключением по указанным обращениям, так как не содержат прямых выводов и ответов на запрос государственного органа исполнительной власти, не мотивированы и документально не подтверждены изложенные в них сведения.
При таких обстоятельствах дела суд обоснованно пришел к выводу о том, что администрацией города Орла допущено незаконное бездействие, связанное с нерассмотрением в установленном порядке и невыдачей соответствующего заключения по обращениям Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области о возможности установки рекламной конструкции по адресу: г. Орел, ул. Брестская (район дома N 1 по ул. Ленина).
Доводы заявителей кассационных жалоб подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. по делу N А48-2162/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Законом Орловской области от 30.06.2006 г. N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" полномочия по распоряжению земельными участками указанной категории предоставлены органу исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.09 г. N 25 утверждено Положение о Департаменте имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
В соответствии с пунктами 4.17 и 4.19 указанного Положения полномочия по распоряжению земельными участками в г. Орле, государственная собственность на которые не разграничена, а также полномочия по установке рекламных конструкций на таких земельных участках предоставлены Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
Приказом Департамента от 26.02.2010 г. N 329 утвержден Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций
В соответствии с пунктами 1.3-1.5, 2.1-2.6 указанного Порядка по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент осуществляет следующие полномочия: выдает согласие на присоединение к имуществу - земельному участку рекламной конструкции; организует проведение торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках; заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 апреля 2012 г. N Ф10-822/12 по делу N А48-2162/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-822/12
29.11.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6144/11
11.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9069/12
26.07.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6144/11
20.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9069/12
09.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9069/12
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-822/12
13.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6144/11
10.10.2011 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2162/11