Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей: |
Смолко С.И. |
|
Солодовой Л.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
Герасиной О.В. (дов. N 06-2061 от 04.04.2012); |
от ответчика: |
Солдатова А.А. (дов. N 1/06-2209и от 12.12.2011); |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.08.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 по делу N А09-3279/2011,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ Росимущества в Брянской области), ОГРН 1093254006317, г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Брянской городской администрации, ОГРН 1023202743574, г. Брянск, об обязании (с учетом уточнений иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) безвозмездно принять в муниципальную собственность квартиры N N 4, 17, 33, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фрунзе, д. 72; квартиры N N 36, 39, 44, 47, 50, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фрунзе, д. 76; квартиры N N 2, 4, 9, 13, 45, 46, 53, 55, 59, 61, 75, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фрунзе, д. 82; квартиры NN 1, 16, 17, 19, 22, 30, 33, 36, 48, 49, 50, 54, 55, 58, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фрунзе, д. 84; жилой дом N 21 по пер. Куйбышева в г. Брянске; жилой дом N 23 по пер. Куйбышева в г. Брянске (за исключением квартиры N 3); жилой дом N 18 по ул. Литейной в г. Брянске (за исключением квартиры N 1).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.08.2011 (судья Дюбо Ю.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 (судьи Дайнеко М.М., Мордасов Е.В., Сентюрина И.Г.) в связи с принятием частичного отказа истца от иска решение от 02.08.2011 отменено в части обязания муниципального образования город Брянск в лице Брянской городской администрации принять в муниципальную собственность квартиру N 6 дома N 23 по пер. Куйбышева в г. Брянске, производство по делу в этой части прекращено. В остальной части решение от 02.08.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеназванными судебными актами, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 02.08.2011 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2011 отменить, в удовлетворении иска отказать. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия полагает, что постановление апелляционной инстанции от 18.10.2011 следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 27.04.2011 N 119/43 (т.1 л.д.48-74) в федеральной собственности находятся: квартиры N N 4, 17, 33, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фрунзе, д. 72; квартиры N N 36, 39, 44, 47, 50, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фрунзе, д. 76; квартиры N N 2, 4, 9, 13, 45, 46, 53, 55, 59, 61, 75, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фрунзе, д. 82; квартиры NN 1, 16, 17, 19, 22, 30, 33, 36, 48, 49, 50, 54, 55, 58, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фрунзе, д. 84; жилой дом N 21, расположенный по адресу: г. Брянск, пер. Куйбышева; жилой дом N 23 (за исключением квартир NN 3, 6), расположенный по адресу: г. Брянск, пер. Куйбышева; жилой дом N 18 (за исключением квартиры N 1), расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Литейная.
Ссылаясь на то, что Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена обязанность органов местного самоуправления принять в муниципальную собственность вышеуказанное недвижимое имущество, ТУ Росимущества в Брянской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
При этом в п. 1 приложения N 3 к названному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 указано, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
В этой связи, учитывая, что материалами дела подтверждается отсутствие государственной регистрации за третьими лицами каких-либо прав в отношении спорного имущества, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований ввиду того, что в силу указания закона спорные объекты жилого фонда должны быть переданы в муниципальную собственность муниципального образования город Брянск и у ответчика возникла обязанность принять указанные объекты в муниципальную собственность независимо от его волеизъявления.
Доводы кассационной жалобы были известны судам первой и апелляционной инстанций, оценивались ими и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции частично отменено решение суда области в связи с отказом истца от иска в этой части, судебная коллегия полагает необходимым оставить в силе постановление апелляционной инстанции от 18.10.2011.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 по делу N А09-3279/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
При этом в п. 1 приложения N 3 к названному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 указано, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
...
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции частично отменено решение суда области в связи с отказом истца от иска в этой части, судебная коллегия полагает необходимым оставить в силе постановление апелляционной инстанции от 18.10.2011."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2012 г. N Ф10-1117/12 по делу N А09-3279/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3534/12
29.05.2012 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3279/11
13.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1117/12
18.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4581/11
02.08.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3279/11