1Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.04.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Панченко С.Ю. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от ОАО "КМАпроектжилстрой" (ОГРН 1023102357266; 309511, Белгородская обл., Старооскольский р-н, г. Старый Оскол, мкр. Олимпийский, д. 62) |
Горловой И.Г. - представителя (доверен. от 06.12.2011 г. N 1121/07), |
от администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (309514, Белгородская обл., Старооскольский р-н, г. Старый Оскол, ул. Ленина, 46/17) |
Красовой В.В. - представителя (доверен. от 17.10.2011 г. N 1-1-20/1656, пост.), |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу ОАО "КМАпроектжилстрой" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.09.2011 г. (судья Назина Ю.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу N А08-3923/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "КМАпроектжилстрой" (далее - ОАО "КМАпроектжилстрой") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действий рабочей группы администрации Старооскольского городского округа, связанных с проведением 28.03.2011 г. публичных слушаний, а также заключения по результатам их проведения - недействительным (уточненное заявление).
Решением арбитражного суда от 23.09.2011 г. в удовлетворении заявленных требований ОАО "КМАпроектжилстрой" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "КМАпроектжилстрой" просит отменить решение и постановление суда по настоящему делу ввиду их несоответствия нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция считает, что решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, распоряжением Главы администрации Старооскольского городского округа от 17.03.2011 г. N 20-ро назначены публичные слушания по проекту программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы (на 28.03.2011 г. в 16 часов, место проведения: Белгородская область, г. Старый Оскол, улица Ленина, 46/17, большой зал администрации Старооскольского городского округа).
В соответствии с пунктом 2 указанного распоряжения граждане, обладающие избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления городского округа, и организации, расположенные на территории городского округа, вправе не позднее 23 марта 2011 года в письменном или электронном виде представить в рабочую группу замечания и предложения по проекту программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы и (или) заявить о своем участии в публичных слушаниях.
Пунктом 4 названного распоряжения утвержден состав рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы.
Информация о проведении публичных слушаний опубликована 19.03.2011 г. в газете "Оскольский край".
По результатам проведенных 28.03.2011 г. публичных слушаний подготовлен итоговый документ - заключение, пунктом 1 которого решено одобрить проект программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы.
Пунктом 2 вышеуказанного заключения органам местного самоуправления рекомендовано рассмотреть замечания и предложения, поступившие во время обсуждения проекта программы.
Согласно пункту 3 итоговый документ - заключение подлежал направлению главе администрации Старооскольского городского округа и в средства массовой информации для официального опубликования.
Заключение с приложенной к нему таблицей замечаний и предложений по проекту опубликовано 31.03.2011 г. в газете "Оскольский край".
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 07.04.2011 г. N 568 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы.
Полагая, что действия рабочей группы администрации Старооскольского городского округа, связанные с проведением 28.03.2011 г. публичных слушаний, а также заключение по результатам их проведения являются незаконными, ОАО "КМАпроектжилстрой" обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 24 Устава Старооскольского городского округа порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Совета депутатов городского округа.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 17.01.2008 г. N 13 утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний в Старооскольском городском округе.
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что публичные слушания, проводимые по инициативе главы администрации городского округа, назначаются распоряжением главы администрации городского округа.
Согласно пункту 2.3. вышеназванного Порядка в распоряжении главы администрации городского округа указывается, в том числе, дата, время и место проведения публичных слушаний.
Из пункта 2.5 Порядка следует, что Решение Совета депутатов городского округа, распоряжение главы администрации городского округа о назначении публичных слушаний и проект муниципального правового акта, который вынесен на публичные слушания, подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем за 7 дней (если иное не предусмотрено законодательством) до даты проведения публичных слушаний.
В силу пунктов 3.1, 3.3 Порядка рабочая группа (состав которой указывается в распоряжении о назначении публичных слушаний) создает необходимые условия для проведения публичных слушаний, в частности: осуществляет работу по организации публичных слушаний; обеспечивает опубликование муниципальных правовых актов и вопросов, которые выносятся на публичные слушания в обязательном порядке; осуществляет прием предложений граждан и их систематизацию; подготавливает проект итогового документа публичных слушаний, организует его публикацию; подсчитывает голоса и подводит итоги голосования; осуществляет иные функции, предусмотренные Порядком.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка граждане, обладающие избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления городского округа, и организации, расположенные на территории городского округа, вправе не позднее чем за пять дней до дня проведения публичных слушаний в письменном виде представить в рабочую группу замечания и предложения по проекту муниципального правового акта, вопросу, вынесенному на публичные слушания, и (или) заявить о своем участии в публичных слушаниях.
Рабочая группа осуществляет регистрацию участников публичных слушаний, которая начинается не позднее чем за 30 минут до начала публичных слушаний (пункт 4.1 Порядка).
Согласно пункту 5.1. Порядка по результатам публичных слушаний простым большинством лиц, принявших участие в публичных слушаниях, принимается итоговый документ - заключение о результатах слушаний. Замечания и предложения участников публичных слушаний с указанием их авторов оформляются в виде приложения к заключению о результатах слушаний.
Заключение о результатах слушаний с приложениями подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации в течение пяти дней со дня проведения публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний не является нормативным актом и носит рекомендательный характер (пункт 5.2 Порядка).
Согласно пункту 5.4 Порядка результаты публичных слушаний учитываются при доработке проекта муниципального правового акта и принятии решения по указанному проекту.
Судом установлено, что рабочая группа по проведению 28.03.2011 г. публичных слушаний по обсуждению проекта программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы создана в соответствии с Порядком организации и проведения публичных слушаний в Старооскольском городском округе, утвержденным решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 17.01.2008 г. N 13.
Указанный нормативный правовой акт в судебном порядке не оспорен и недействующим не признан.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 г. N 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Из правового анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что основной задачей рабочей группы является организация и проведение публичных слушаний. При этом рабочая группа не наделена какими-либо властными, исполнительно-распорядительными полномочиями, а итоговый документ - заключение не содержит указаний на какие-либо распорядительные действия, поскольку не является нормативным актом и носит рекомендательный характер.
Как видно из материалов дела, после проведения публичных слушаний решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 07.04.2011 г. N 568 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы.
Указанное решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 07.04.2011 г. N 568 заявителем в судебном порядке не оспорено и недействительным не признано.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое заключение по результатам публичных слушаний не содержит в себе правовых норм, порождающих для третьих лиц какие-либо права и обязанности.
Как указано выше, отсутствие факта нарушения прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности оспариваемыми правовыми актами и действиями должностных лиц публичных органов, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах спора суд, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия рабочей группы администрации Старооскольского городского округа, связанные с проведением 28.03.2011 г. публичных слушаний, а также полученное по результатам их проведения заключение не повлекли за собой нарушения прав и законных интересов заявителя, а поэтому обоснованно отказал ОАО "КМАпроектжилстрой" в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, как следует из материалов дела, основанием для оспаривания ОАО "КМАпроектжилстрой" действий рабочей группы по проведению публичных слушаний и заключения по результатам их проведения послужило, по мнению заявителя, нарушение процедуры голосования и подсчета голосов, необходимых для принятия соответствующего решения.
Вместе с тем, в подтверждение указанных доводов общество не представило суду допустимых доказательств, свидетельствующих о допущенных рабочей группой нарушениях процедуры проведения публичных слушаний и подсчета голосов.
В свою очередь, администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области суду представлен протокол проведения публичных слушаний от 28.03.2011 г., оформленный надлежащим образом, из которого следует, что заключение по результатам публичных слушаний принято на основании волеизъявления большинства участников слушаний.
Таким образом, выводы суда об отсутствии в действиях рабочей группы нарушений, связанных с процедурой проведения публичных слушаний, подтверждены соответствующими доказательствами, а поэтому переоценке в порядке кассационного производства не подлежат в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.09.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. по делу N А08-3923/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 г. N 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
...
Как видно из материалов дела, после проведения публичных слушаний решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 07.04.2011 г. N 568 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2012 г. N Ф10-865/12 по делу N А08-3923/2011