Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
Судей: |
Чистовой И.В. |
|
Козелкина И.И. |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика:
от третьего лица: |
Соколова Е.А. - нач.отд.ценового регулирования (доверенность от 06.01.2012 г.); Денисиевский К.А. - консультант отдела ценового регулирования (доверенность от 06.04.2012 г.); не явился, извещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Вяземский Водоканал" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.11.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 г. по делу N А62-2064/2011, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вяземский Водоканал", г. Вязьма, (далее - ООО "Вяземский Водоканал"), (ОГРН 1076722000970) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, г. Смоленск, (далее - Департамент), (ОГРН 1026701441568) о возмещении убытков в размере 15 789 626 руб. 83 коп., связанных с установлением тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод ООО "Вяземский Водоканал" на период с 01.01.2011 г. по 31.03.2011 г.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 26.09.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.11.2011 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, ООО "Вяземский Водоканал" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.11.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что постановление Департамента Смоленской области от 30.11.2010 г. N 441"Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и отчистке сточных вод ООО "Вяземский Водоканал" не соответствует основополагающим принципам регулирования тарифов и надбавок.
Кроме того, заявитель считает, что ссылка суда на Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. N 47, является необоснованной.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Представители истца и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, ООО "Вяземский Водоканал" обратилось в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике с просьбой об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на 2011 год (т. 1, л.д. 22).
Постановлением Департамента Смоленской области от 30.11.2010 г. N 441 установлены и введены в действие с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод ООО "Вяземский Водоканал" для расчетов с потребителями (т. 1, л.д. 33):
- услуги по водоснабжению: производство воды - 9,18 руб./куб.м (без НДС); транспортировка воды - 3,45 руб./куб.м (без НДС);
- услуги по водоотведению и очистке сточных вод - 9,77 руб./куб.м (без НДС).
Указанное постановление от 30.11.2010 г. N 441 опубликовано в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" от 06.12.2010 г. N 10 и в "Смоленской газете" от 23.12.2010 г. N 150.
Полагая, что обществу с учетом предельных индексов к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса был утвержден тариф, не обеспечивающий полное возмещение затрат организации, связанных с реализацией производственной программы, в результате чего у истца возникли убытки за 1 квартал 2011 года в сумме 15 789 626 рублей 83 копеек, ООО "Вяземский Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предметом настоящего спора является требование о взыскании убытков.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названной нормы права лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.
В соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности истцом обстоятельств, необходимых для взыскания с Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике заявленной суммы убытков.
Суд кассационной инстанции находит вывод судов обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса утверждены Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ.
Статьей 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и отчистке сточных вод осуществляется Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 4 данного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 г. N 267-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" в среднем для организаций коммунального комплекса Смоленской области предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на 2011 год утвержден в размере 115%.
В силу ст. 13 указанного закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Пунктом 19 Постановления N 520 предусмотрено, что разногласия между органами регулирования и организациями коммунального комплекса, связанные с установлением тарифов и надбавок, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. N 208 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса".
В процессе рассмотрения спора арбитражным судом установлено, что истцом, в порядке, предусмотренном п. 19 Правил N 520, не поданы разногласия в Федеральную службу по установлению тарифов относительно установленных ему на 2011 г. тарифов на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, ответчик действовал в соответствии с возложенными на него действующим законодательством полномочиями.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о взыскании убытков за 1 квартал 2011 года, рассчитанных путем умножения межтарифной разницы на объем оказанных обществом коммунальных услуг, которые составили 15 789 626 руб. 83 коп.
Определяя размер убытков (л.д.19 т.1), истец исходил из экономически обоснованного тарифа, который в установленном законом порядке не был утвержден уполномоченным органом в сфере тарифного регулирования.
Следовательно, применение истцом данной величины в расчете цены иска нельзя признать правомерным.
Принимая решение по делу, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика по установлению тарифов в постановлении N 441 и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Постановлением Департамента от 30.11.2010 г. N 441 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и отчистке сточных вод" ООО "Вяземский Водоканал", установлены и введены в действие с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и отчистке сточных вод.
Таким образом, тарифы на оказанные услуги для ООО "Вяземский Водоканал" были установлены на весь 2011 год.
Как следует из материалов дела, при расчете тарифов Департамент исходил из годовых объемов услуг по водоснабжению, водоотведению и отчистке сточных вод и годовых затрат.
Тариф, который применялся при расчете Департаментом, истцом в установленном законом порядке не оспорен, следовательно, в силу ст. 424 ГК РФ правомерно применялся в расчетах за оказанные услуги.
Согласно п. 24 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в случае если по окончании периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены экономически необоснованные расходы регулируемой организации за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующий орган исключает эти расходы из величины финансовых потребностей, учитываемых при установлении тарифов на следующий после получения отчетности период регулирования.
Из вышеизложенного следует, что расчетным периодом регулирования тарифов является финансовый год и убытки организации за весь 2011 г., при условии предоставления подтверждающей годовой отчетности, могут быть учтены ответчиком при установлении тарифов на 2013 г.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено иного порядка определения и возмещения выпадающих доходов, кроме как по окончании периода регулирования, то есть года, а также на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности с учетом нормативных затрат и при утверждении тарифов на следующий период регулирования.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не доказано наличие оснований, необходимых для взыскания с ответчика убытков.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.11.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 г. по делу N А62-2064/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Чистова И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение по делу, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика по установлению тарифов в постановлении N 441 и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Постановлением Департамента от 30.11.2010 г. N 441 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и отчистке сточных вод" ООО "Вяземский Водоканал", установлены и введены в действие с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и отчистке сточных вод.
...
Тариф, который применялся при расчете Департаментом, истцом в установленном законом порядке не оспорен, следовательно, в силу ст. 424 ГК РФ правомерно применялся в расчетах за оказанные услуги.
Согласно п. 24 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в случае если по окончании периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены экономически необоснованные расходы регулируемой организации за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующий орган исключает эти расходы из величины финансовых потребностей, учитываемых при установлении тарифов на следующий после получения отчетности период регулирования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2012 г. N Ф10-918/12 по делу N А62-2064/2011