город Тула |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А62-2064/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Рыжовой Е.В., |
Судей |
Можеевой Е.И., Юдиной Л.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
|
Будановой Е.В., |
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): |
Ширшиной Н.В. - представителя по доверенности N 71 от 01.08.2011, |
от ответчика: |
Денисиевского К.А. - представителя по доверенности б/н от 16.01.2012, Соколовой Е.А. - представителя по доверенности б/н от 16.01.2012, |
от третьего лица: |
не явились, извещены судом надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-6471/2011) общества с ограниченной ответственностью "Вяземский водоканал" (г. Вязьма Вяземского района Смоленской области, ОГРН 1076722000970) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07 ноября 2011 года по делу N А62-2064/2011 (судья Борисова Л.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вяземский Водоканал" (г. Вязьма Вяземского района Смоленской области, ОГРН 1076722000970) к Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности (г. Смоленск, ОГРН 1026701441568), третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615), о возмещении убытков в сумме 15 789 626 рублей 83 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вяземский Водоканал" (далее - ООО "Вяземский Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике (далее - Департамент) о возмещении убытков в размере 15 789 626 рублей 83 копеек, связанных с установлением тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод ООО "Вяземский Водоканал" на период с 01.01.2011 по 31.03.2011 (том 1, л.д. 3-12).
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 26.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (том 4, л.д. 71-73).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.11.2011 в удовлетворении исковых требований отказано (том 4, л.д. 138-151).
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Вяземский Водоканал" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 07 ноября 2011 года отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований (том 5, л.д. 2-9).
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 30.11.2010 N 441 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод ООО "Вяземский водоканал" (г. Вязьма)" (далее - постановление от 30.11.2010 N 441) не соответствует федеральному законодательству о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, а установление заниженных тарифов привело к возникновению убытков.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, при установлении тарифов были применены предельные индексы, однако анализ финансовых потребностей для реализации производственной программы и проверка правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок, вопреки требованиям пункта 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, не осуществлялись.
Истец считает, что установленные постановлением от 30.11.2010 N 441 тарифы не являются экономически обоснованными, в отличие от тарифов, предложенных ООО "Вяземский Водоканал", однако суд первой инстанции уклонился от исследования вопроса обоснованности тарифов, а ходатайство истца о назначении бухгалтерской экспертизы отклонено определением Арбитражного суда Смоленской области от 26.09.2011.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что постановление от 30.11.2010 N 441 нарушает права и законные интересы ООО "Вяземский Водоканал" в сфере предпринимательской деятельности и не соответствует основополагающим принципам регулирования тарифов и надбавок.
Истец считает, что ссылка суда первой инстанции на Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, является необоснованной.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, ссылка Арбитражного суда Смоленской области на то, что ООО "Вяземский Водоканал" не поданы разногласия относительно установленных тарифов в порядке пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку подача таких разногласий не является обязательным условием для предъявления иска.
От Департамента в суд апелляционной инстанции поступил письменный отзыв на жалобу, содержащий возражения относительно доводов жалобы, в котором ответчик просил решение Арбитражного суда Смоленской области от 07 ноября 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 5, л.д. 25-27).
В отзыве ответчик указал, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса") период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года, при этом постановлением от 30.11.2010 N 441 тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод утверждены для ООО "Вяземский Водоканал" с 01.01.2011 по 31.12.2011, то есть на год, поэтому при расчете тарифов ответчик исходил из годовых объемов услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод и годовых затрат.
Департамент отметил, что в случае возникновения у ООО "Вяземский Водоканал" убытков по итогам 2011 года, подтвержденных годовой бухгалтерской и статистической отчетностью, указанные убытки будут рассмотрены ответчиком при установлении тарифа на 2013 год.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя изложил доводы жалобы, поддержал их в полном объеме, просил решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.11.2011 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Представители ответчика, явившиеся в судебное заседание, возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просили решение Арбитражного суда Смоленской области от 07 ноября 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилось, заявлений и ходатайств не направило.
С учетом мнений представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, не явившегося в судебное заседание, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения, изложенные в отзыве ответчика на жалобу, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения Арбитражного суда Смоленской области от 07 ноября 2011 года в силу следующего.
ООО "Вяземский Водоканал" обратилось в Департамент с просьбой об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на 2011 год (том 1, л.д. 22).
Постановлением Департамента от 30.11.2010 N 441 установлены и введены в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011 тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод ООО "Вяземский Водоканал" для расчетов с потребителями (том 1, л.д. 33):
- услуги по водоснабжению: производство воды - 9,18 руб./куб.м (без НДС); транспортировка воды - 3,45 руб./куб.м (без НДС);
- услуги по водоотведению и очистке сточных вод - 9,77 руб./куб.м (без НДС).
Постановление от 30.11.2010 N 441 опубликовано в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" от 06.12.2010 N 10 и в "Смоленской газете" от 23.12.2010 N 150.
Полагая, что постановление от 30.11.2010 N 441 не соответствует федеральному законодательству о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса и нарушает права и законные интересы ООО "Вяземский Водоканал" в сфере предпринимательской деятельности ввиду того, что обществу был установлен тариф, не обеспечивающий финансовые потребности организации, необходимые для реализации ее производственной программы, и полное возмещение затрат организации, связанных с реализацией производственной программы, то есть ответчиком применены предельные индексы к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые ниже себестоимости соответствующих услуг, в результате чего у истца возникли убытки за 1 квартал 2011 года в сумме 15 789 626 рублей 83 копеек, ООО "Вяземский Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (том 1, л.д. 3-12).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пришел к выводу о том, что ответчик действовал в соответствии с возложенными на него полномочиями с учетом установленных принципов регулирования тарифов. Арбитражный суд Смоленской области указал, что расчетным периодом регулирования является финансовый год и убытки организации за весь 2011 год, в то время как исковые требования заявлены за 1 квартал 2011 года. При этом суд первой инстанции отметил, что в случае возникновения убытков за весь 2011 год из-за более высоких затрат, при условии предоставления подтверждающей годовой отчетности, они могут быть учтены Департаментом при установлении тарифов на 2013 год. Суд пришел к выводу о том, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика по установлению тарифов в постановлении от 30.11.2010 N 441 и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Кроме того, суд первой инстанции указал, что с 26.10.2010 по 08.09.2011 муниципальное имущество, необходимое для организации водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей на территории Вяземского городского поселения Вяземского района, находилось в распоряжении ООО "Вяземский Водоканал" на основании договора аренды от 26.10.2010 N 398/01-02-18, заключенного с нарушением требований статьи 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Проверив в порядке апелляционного производства применение норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Смоленской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правильными ввиду следующего.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Согласно пункту 4 части 4 статьи 4 данного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Статьей 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
При установлении тарифов на оказанные услуги на 2011 год для ООО "Вяземский Водоканал" Департамент руководствовался (том 1, л.д. 33-35):
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об Основах ценообразования и Порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса";
- Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, принятым Минэкономразвития Российской Федерации;
- постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 03.11.2010 N 279 "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям на 2011 год";
- Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Обращаясь с иском, истец заявил период для взыскания убытков - 1 квартал 2011 года, в то время как тарифы на оказанные услуги для ООО "Вяземский Водоканал" были установлены на весь 2011 год (том 1, л.д. 33).
При этом, как обоснованно указал в письменном отзыве на апелляционную жалобы Департамент, при оказании организацией потребителям спорных услуг большую роль играет фактор сезонности, объемы реализации услуг поквартально различаются, а себестоимость регулируемых услуг, рассчитанная исходя из квартальных фактических затрат и объемов, в течение года отличается от значений установленных тарифов, рассчитанных исходя из годовых показателей.
Так, например, в 1 квартале установленный тариф может оказаться убыточным, а во 2 и 3 кварталах - прибыльным. Указанные доводы Департамент подтвердил представив в суд апелляционной инстанции отчетную калькуляцию себестоимости отвода сточной жидкости и отпущенной воды за 9 месяцев 2011 года, согласно которым, по мнению общества, убытки за 9 месяцев составили 8 896 860 рублей (том 2, л.д. 32-35).
Более того, в соответствии с пунктом 24 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в случае если по окончании периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены экономически необоснованные расходы регулируемой организации за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующий орган исключает эти расходы из величины финансовых потребностей, учитываемых при установлении тарифов на следующий после получения отчетности период регулирования. В случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов и надбавок, в том числе расходы, связанные с незапланированным ростом цен на товары (услуги), приобретаемые в течение расчетного периода регулирования расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств дела и названных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчетным периодом регулирования тарифов является финансовый год и убытки организации за весь 2011 год, а если таковые возникнут из-за более высоких (по сравнению с предусмотренными в тарифах) затрат, при условии предоставления подтверждающей годовой отчетности могут быть учтены ответчиком при установлении тарифов на 2013 год.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет как ошибочный довод ООО "Вяземский Водоканал" о том, что пункт 24 названных Методических указаний к спорным отношениям неприменим, поскольку он заявлен при неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что законных оснований для взыскания с ответчика убытков в размере 15 789 626 рублей 83 копеек не имеется.
Одновременно суд апелляционной инстанции согласен с доводом заявителя апелляционной жалобы о том, что при заявленном предмете иска выводы Арбитражного суда Смоленской области относительно действительности договора аренды от 26.10.2010 N 398/01-02-18 не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Доводы заявителя всесторонне и полно исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они отклоняются судом апелляционной инстанции, так как не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам.
Неправильного применения и нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей подлежит отнесению на заявителя апелляционной жалобы - ООО "Вяземский Водоканал".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 07 ноября 2011 года по делу N А62-2064/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вяземский водоканал", г. Вязьма Вяземского района Смоленской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Е.И. Можеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обращаясь с иском, истец заявил период для взыскания убытков - 1 квартал 2011 года, в то время как тарифы на оказанные услуги для ООО "Вяземский Водоканал" были установлены на весь 2011 год (том 1, л.д. 33).
При этом, как обоснованно указал в письменном отзыве на апелляционную жалобы Департамент, при оказании организацией потребителям спорных услуг большую роль играет фактор сезонности, объемы реализации услуг поквартально различаются, а себестоимость регулируемых услуг, рассчитанная исходя из квартальных фактических затрат и объемов, в течение года отличается от значений установленных тарифов, рассчитанных исходя из годовых показателей.
Так, например, в 1 квартале установленный тариф может оказаться убыточным, а во 2 и 3 кварталах - прибыльным. Указанные доводы Департамент подтвердил представив в суд апелляционной инстанции отчетную калькуляцию себестоимости отвода сточной жидкости и отпущенной воды за 9 месяцев 2011 года, согласно которым, по мнению общества, убытки за 9 месяцев составили 8 896 860 рублей (том 2, л.д. 32-35).
Более того, в соответствии с пунктом 24 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в случае если по окончании периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены экономически необоснованные расходы регулируемой организации за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующий орган исключает эти расходы из величины финансовых потребностей, учитываемых при установлении тарифов на следующий после получения отчетности период регулирования. В случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов и надбавок, в том числе расходы, связанные с незапланированным ростом цен на товары (услуги), приобретаемые в течение расчетного периода регулирования расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования."
Номер дела в первой инстанции: А62-2064/2011
Истец: ООО "Вяземский Водоканал"
Ответчик: Смоленская область в лице Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности
Третье лицо: УФАС по Смоленской области, Сергеенков Д.А.