Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шуровой Л.Ф. |
судей: |
Ермакова М.Н. |
|
Леоновой Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова 410040, г. Саратов, Деловой тупик, д. 3 ОГРН 1046405319410 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от МИ ФНС России N 10 по Брянской области 241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53 ОГРН 1103254777779 |
Грохотовой Н.В. - представителя, дов. от 10.01.2012 N 05-05/00061 |
от ООО "ПК РусСалат" (третье лицо) 410033, г. Саратов, Проспект 50 лет Октября ОГРН 1063250039170 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.09.2011 (судья Гоманюк Н.С.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 (судьи Тучкова О.Г., Игнашина Г.Д., Стаханова В.Н.) по делу N А09-5130/2011
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Брянской области (далее - МИ ФНС России N 10 по Брянской области) о признании недействительным решения от 26.05.2011 N 5710А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления Общества с ограниченной ответственностью "ПК РусСалат" (далее - ООО "ПК РусСалат"), признании недействительной записи ГРН 2113256120745 о внесении изменений в учредительные документы ООО "ПК РусСалат" и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, а также о признании недействительной записи ГРН 2113256120756 от 26.05.2011 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об учете юридического лица в налоговом органе.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.09.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя МИ ФНС России N 10 по Брянской области, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ПК РусСалат" 19.05.2011 представило в МИ ФНС России N 10 по Брянской области комплект документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в связи с изменением место нахождения (вх. N 5710 А), в т.ч. заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, решение участника Общества от 16.05.2011 N 3 о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, устав Общества в новой редакции, документ об уплате государственной пошлины, протокол Общего собрания участников от 16.05.2011, копию договора аренды от 16.05.2011, гарантийное письмо ООО "РУНЕКОМ".
По результатам рассмотрения заявления ООО "ПК РусСалат" МИ ФНС России N 10 по Брянской области принято решение от 26.05.2011 N 5710А о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "ПК РусСалат", в соответствии с которым в ЕГРЮЛ была внесена запись от 26.05.2011 за государственным регистрационным номером 2113256120745, а также запись о внесении в ЕГРЮЛ сведений об учете юридического лица в налоговом органе за государственным регистрационным номером 2113256120756 от 26.05.2011.
Согласно заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, новым адресом места нахождения ООО "ПК РусСалат" является: 410033, г. Саратов, проспект имени 50 лет Октября, дом 101 (нежилое помещение). После государственной регистрации файл выгрузки сведений из ЕГРЮЛ направлен в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова.
На основании поступивших сведений ООО "ПК РусСалат" 26.05.2011 поставлено на налоговый учет по месту нахождения в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова.
При проведении контрольных мероприятий установлено, что юридическое лицо ООО "ПК РусСалат" по месту нахождения, указанному в учредительных документах, не находится, налоговой отчетности не представляет, фактическую деятельность не ведет. Кроме того, после государственной регистрации изменений в адресе ООО "ПК РусСалат" (27.05.2011) руководитель ООО "РУНЕКОМ" Бордунов А.С. (собственник здания по проспекту имени 50 лет Октября, дом 101) обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова с заявлением, где указал, что договор аренды указанного нежилого помещения с ООО "ПК РусСалат" заключен не был и не будет в связи с изменением целевого использования указанного нежилого помещения.
Полагая, что решение МИ ФНС России N 10 по Брянской области от 26.05.2011 N 5710А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "ПК РусСалат", вынесено на основании недостоверных сведений, ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" местом нахождения юридического лица, в т.ч. общества с ограниченной ответственностью, признается место его государственной регистрации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
К числу сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, относятся данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п.п. "в" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации).
В силу п. 1 ст. 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п. 4 ст. 18 Закона о регистрации).
Пунктом 1 ст. 17 Закона о регистрации установлен перечень документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как установлено судом, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "ПК РусСалат" в связи со сменой местонахождения юридического лица, подано Солдатовым А.Н. в надлежащий налоговый орган, отвечает законодательно установленным требованиям к его оформлению и содержанию, подлинность подписи заявителя засвидетельствована нотариусом.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "ПК РусСалат" представлен полный пакет документов, необходимых для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу об отсутствии у МИ ФНС России N 10 по Брянской области правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "ПК РусСалат".
Представление недостоверных, по мнению ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, сведений о местонахождении юридического лица не является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявители и юридические лица.
За представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Иных последствий представления на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, документов, содержащих недостоверные сведения, в частности, возложение ответственности на орган, осуществивший государственную регистрацию, путем предъявления требования об отмене принятого этим органом решения, действующим законодательством не предусмотрено.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, при отсутствии предусмотренных ст. 198 АПК РФ условий для признания недействительными оспариваемых решений и действий МИ ФНС России N 10 по Брянской области, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином понимании вышеназванных законодательных норм, сводятся к переоценке обстоятельств дела и представленных доказательств, которые были исследованы в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, а поэтому в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ судебной коллегией отклоняются.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 29.09.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 по делу N А09-5130/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
...
Представление недостоверных, по мнению ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, сведений о местонахождении юридического лица не является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявители и юридические лица.
За представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
...
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2012 г. N Ф10-1131/12 по делу N А09-5130/2011