См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 февраля 2012 г. N Ф10-913/12 по делу N А35-3812/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 27.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Шелудяева В.Н. |
|
Шуровой Л.Ф. |
при участии в заседании: |
|
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (305000, г. Курск, ул. Радищева, 7) от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (305002, г. Курск, ул. Марата, 9) 3-его лица: от Управления ФСБ РФ по Курской области (305001, г. Курск, ул. Добролюбова, 5) |
-Шибаевой Е.В. - представителя (доверенность от 20.04.2012 б/н), -Полякова С.Н. - представителя (доверенность от 10.01.2012 N 1),
-Чумаслова М.А. - представителя (доверенность от 11.01.2012 N 07),
-Денисова С.В. - представителя (доверенность от 01.02.2012 б/н), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (судьи Сергуткина В.А., Протасов В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-3812/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - ТУ Росимущества в Курской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (далее - ТУ Росимущества в Курской области) от 21.09.2010 N 01-01-03/406 "О закреплении государственного имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курской области (далее - УФСБ России по Курской области).
Решением суда от 21.07.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 19.12.2011 решение суда от 21.07.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанные решение и постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании кассационного определения Курского областного суда от 22.10.2009 по делу N 22-1392/09 административное нежилое кирпичное двухэтажное здание, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 140, являющееся вещественным доказательством по данному делу, было передано в собственность государства по причине отсутствия сведений о его принадлежности какому-либо лицу.
2 августа 2010 года на основании вышеназванного кассационного определения суда за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на административное здание, площадью 515,9 кв.м, литер: А4, а, а1, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Энгельса, д. 140, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 46 АЗ N 011451.
В соответствии с поручением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом ТУ Росимущества в Курской области осуществляло мониторинг, актуализацию данных и представление информации о размещении федеральных организаций, их потребностях и нуждах, а также об использовании федерального недвижимого имущества (административных зданий, нежилых административных помещений) на территории Курской области.
Учитывая неоднократные обращения Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в Территориальное управление Росимущества в Курской области по вопросу о передаче нежилого здания, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 140, ТУ Росимущества в Курской области были запрошены сведения о фактическом размещении сотрудников Управления на территории Курской области.
Соответствующие сведения были представлены Управлением письмом от 16.06.2010 N УФС-ЕО-18/2152. Однако в результате проведенной проверки представленных данных, ТУ Росимущества в Курской области было установлено, что спорное здание в числе используемых помещений в отчете не отражено. Оно было передано Управлением по договору безвозмездного пользования другому юридическому лицу - ФГУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
Таким образом, Территориальное управление Росимущества в Курской области пришло к выводу, что подразделения Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям полностью обеспечены помещениями для размещения сотрудников, в том числе, с учетом наличия неиспользуемых помещений.
Одновременно в ТУ Росимущества в Курской области обратилось УФСБ по Курской области, которое сообщило о потребностях в дополнительных помещениях для размещения сотрудников на территории г. Курска (письмо от 29.01.2010 N 8/1).
Данные факты были доведены ТУ Росимущества в Курской области до Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
17 сентября 2010 года Федеральным агентством по управлению государственным имуществом было дано поручение ТУ Росимущества по Курской области о закреплении за УФСБ России по Курской области на праве оперативного управления административного здания, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, д. 140, относящегося к федеральной собственности.
Распоряжением ТУ Росимущества в Курской области от 21.09.2010 N 01-01-03/406 "О закреплении государственного имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации" спорный объект недвижимости был передан в оперативное управление УФСБ России по Курской области, что подтверждается актом приема-передачи от 22.09.2010, а 01.11.2010 право оперативного управления УФСБ России по Курской области было зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права 46 АЗ N 011924).
В настоящее время указанное административное здание с 16.11.2010 находится на балансе УФСБ России по Курской области, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой N 839.
Не согласившись с вынесенным ТУ Росимущества в Курской области распоряжением от 21.09.2010 N 01-01-03/406, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Пунктом 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Анализируя положения п. 5.22 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", ч. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ, суд сделал правильный вывод о том, что ТУ Росимущества в Курской области в рамках управления федеральным имуществом было правомочно принимать решение о закреплении данного имущества на праве оперативного управления.
Ссылка заявителя жалобы на то, что переданное в собственность государства здание (как вещественное доказательство по уголовному делу) подлежало реализации заявителем, не может быть принята во внимание, поскольку предметом исполнительного производства в рассматриваемом случае являлась передача вещественного доказательства в собственность государства в лице ТУ Росимущества в Курской области, тогда как реализация имущества должника в соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится в случае обращения взыскания на имущество должника.
Довод Управления со ссылкой на Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов государственной власти" и постановление Правительства РФ от 08.12.2004 N 754 "О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" о том, что данное имущество подлежало закреплению за Управлением в порядке правопреемства, в связи с чем оспариваемым распоряжением были нарушены права и законные интересы последнего, правомерно отклонен судом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства передачи имущества в порядке правопреемства.
Кроме того, судом учтено, что решением Арбитражного суда Курской области от 22.04.2011 по делу N А35-12901/2010, вступившим в законную силу и имеющим в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение по настоящему делу, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям было отказано в удовлетворении иска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Курской области о признании права оперативного управления на административное здание, литер А4, а, а1, площадью 515 кв.м, инвентарный номер 38:401:002:000291320:0105:20000, расположенное по адресу: Курская область, город Курск, улица Энгельса, 140. Ввиду изложенного, у Управления отсутствуют какие-либо права на спорный объект недвижимости.
Ссылка заявителя жалобы на то, что спорный объект недвижимости является самовольной постройкой, противоречит имеющимся в деле доказательствам принадлежности его и земельного участка, на котором он расположен, на праве собственности Российской Федерации.
Таким образом, установив, что оспариваемое распоряжение о закреплении федерального имущества за УФСБ России на праве оперативного управления принято ТУ Росимущества в Курской области в рамках его полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Управления, суд обоснованно отказал ТУ Росимущества в Курской области в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием ее позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении спора и им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки установленных обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу N А35-3812/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализируя положения п. 5.22 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", ч. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ, суд сделал правильный вывод о том, что ТУ Росимущества в Курской области в рамках управления федеральным имуществом было правомочно принимать решение о закреплении данного имущества на праве оперативного управления.
Ссылка заявителя жалобы на то, что переданное в собственность государства здание (как вещественное доказательство по уголовному делу) подлежало реализации заявителем, не может быть принята во внимание, поскольку предметом исполнительного производства в рассматриваемом случае являлась передача вещественного доказательства в собственность государства в лице ТУ Росимущества в Курской области, тогда как реализация имущества должника в соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится в случае обращения взыскания на имущество должника.
Довод Управления со ссылкой на Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов государственной власти" и постановление Правительства РФ от 08.12.2004 N 754 "О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" о том, что данное имущество подлежало закреплению за Управлением в порядке правопреемства, в связи с чем оспариваемым распоряжением были нарушены права и законные интересы последнего, правомерно отклонен судом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства передачи имущества в порядке правопреемства."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 апреля 2012 г. N Ф10-913/12 по делу N А35-3812/2011