Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 24.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
Судей: |
Ермакова М.Н. Шуровой Л.Ф. |
При участии в заседании от: |
|
Калужской таможни г. Калуга, ул. Воинская, д. 16 |
Кузнецова В.В. - главного государственного таможенного инспектора (дов. N 06-49/9 от 05.03.2012), Жигалкина М.Г. - государственного таможенного инспектора (дов. N 06-49/11 от 25.05.2011); |
ЗАО "профайн РУС" г. Москва, 2-й Рощинский пр., д.8 ОГРН 1027739332961 |
Саяпиной К.С. - представителя (дов. от 27.10.2011). |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калужской таможни на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А23-2676/2011,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "профайн РУС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужской таможне о признании недействительными решений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД N N 10106000-19-36/21, 10106000-19-36/22 от 05.04.2011, а также требований об уплате таможенных платежей N N 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90 от 25.04.2011.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2011 по делу N А23-2603/2011 требования Общества о признании недействительными решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД N 10106000-19-36/22 от 05.04.2011 и требования об уплате таможенных платежей N 85 от 25.04.2011 выделены в отдельное производство, с присвоением ему номера А23-2676/2011.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 27.09.2011 по делу N А23-2676/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 решение Арбитражного суда Калужской области от 27.09.2011 по настоящему делу отменно. Заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решение Калужской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10106000-19-36/22 от 05.04.2011 и требование об уплате таможенных платежей N 85 от 25.04.2011. Также с Калужской таможни взысканы в пользу Общества судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу.
В кассационной жалобе Калужская таможня просит отменить постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда. По мнению таможенного органа апелляционным судом сделаны выводы несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Из материалов дела следует, что Общество на основании договора поставки от 01.07.2004 N 11/04, заключенного с компанией "профайн ГМБХ" (Германия), ввезло на территорию Российской Федерации товар: профили фасонные из ПВХ, используемые для изготовления оконных и дверных конструкций.
Товар оформлен Обществом по декларации (далее - ДТ) N 10106070/240910/0004403, где в графе 31 указано: профили фасонные из ПВХ, используемые для изготовления оконных и дверных конструкций, изготовлены методом экструзии, имеющие постоянное поперечное сечение и сложную геометрическую форму, без дальнейшей обработки, с уплотнителем, белые, системы КБЕ, изготовитель "профайн ГМБХ", арт.008-04-E-SWSWSW-NNL650-26000M, арт.016-04-E-SWSWSW- NNL650-22750M, арт. 075 - N-Р7-Е- SWSWSW-KKL650-2808M.
В графе 33 ДТ заявлен код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) 3916 20 100 0 (мононить с размером поперечного сечения более 1 мм, прутки, стержни и профили фасонные с обработанной или необработанной поверхностью, но не подвергшиеся иной обработке, из пластмасс: - из полимеров винилхлорида; - из поливинилхлорида). В отношении данного товара ставка ввозной таможенной пошлины установлена в размере 10% таможенной стоимости.
Калужской таможней 17.09.2011 вынесены постановления о назначении экспертизы N 4283, 4385, по результатам проведения которых, составлены заключения NN 1724, 1725 от 30.09.2011.
Выпуск товара таможней разрешен 24.09.2010.
Основываясь на заключениях эксперта, Калужская таможня отменила решения таможенного поста о подтверждении классификационного кода товара 3916 20 100 0 и вынесла решение N 10106000-19-36/22 от 05.04.2011 о классификации товара по коду 3925 90 800 9 (детали строительные из пластмасс, в другом месте непоименованные или невключенные: прочие: прочие), которому соответствует ставка ввозной пошлины 20% таможенной стоимости.
На основании указанного решения Калужской таможней произведены расчеты сумм, подлежащих дополнительной уплате за товар по вышеуказанной ДТ, и выставлено требование об уплате таможенных платежей N 85 от 25.04.2011 на сумму 12 380,84 руб.
Не согласившись с решением Калужской таможни N 10106000-19-36/22 от 05.04.2011, а также с требованием об уплате таможенных платежей N 85 от 25.04.2011, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ввезенный профиль изготовлен последовательно из двух материалов, соединенных таким способом, что уплотнитель может быть заменен с использованием специального приспособления, а, следовательно, указанный способ изготовления рассматриваемого товара нехарактерен для изделий, включаемых в товарную позицию 3916 ТН ВЭД, получаемых по длине за одну операцию (обычно экструзией) без проведения дополнительной обработки.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к выводу, что ввезенный товар правомерно классифицирован Калужской таможней по коду ТН ВЭД ТС 3925 90 800 9 и требование об уплате таможенных платежей N 85 от 25.04.2011 является законным.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 179, 180, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
К сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся наименование; описание; классификационный код по ТН ВЭД; наименование страны происхождения и отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.
Согласно положениям ст. 52 ТК ТС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД утверждены Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС N 18 от 27.11.2009, Решением Комиссии таможенного союза N 130 от 27.11.2009 "Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Так Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правила 6 ОПИ ТН ВЭД).
Решением Комиссии Таможенного союза N 522 от 28.01.2011 утверждено "Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров".
Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Согласно названной норме Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).
Согласно пункту 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Согласно пункту 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
Согласно классификации ТН ВЭД в товарной позиции 3916 классифицируются товары: "мононить с размером поперечного сечения более 1 мм, прутки, стержни и профили фасонные с обработанной или необработанной поверхностью, но не подвергшиеся иной обработке, из пластмасс: 3916 20 - из полимеров винилхлорида; 3916 20 100 0 - из поливинилхлорида".
В товарной позиции 3925 ТН ВЭД России классифицируются товары: "детали строительные из пластмасс, в другом месте не поименованные или не включенные": 3925 90 - прочие, 3925 90 800 9- прочие".
Согласно п. 11 примечаний к разделу 39 ТН ВЭД в товарную позицию 3925 включаются только следующие изделия, не являющиеся продукцией, включаемой в предыдущие товарные позиции подгруппы II данной группы:
а) резервуары, баки (включая септик-баки), бочки и аналогичные емкости объемом более 300 л;
б)строительные элементы, используемые, например, для полов, стен или перегородок, потолков или крыш;
в)водостоки и фитинги к ним;
г)двери, окна и рамы к ним и пороги для дверей;
д)балконы, балюстрады, заборы, калитки и аналогичные ограждения;
е)ставни, шторы (включая венецианские жалюзи) и аналогичные изделия и части и приспособления к ним;
ж)крупногабаритные конструкционные элементы стеллажей для сборки и постоянной установки, например, в магазинах, мастерских, складах;
з)декоративные архитектурные детали, например, канелюры, купола, голубятни;
и) арматура и фурнитура, предназначенные для стационарной установки в/или на дверях, окнах, лестницах, стенах или других частях зданий, например, кнопки, ручки, крюки, скобы, крючки для полотенец, платы для выключателей и другие защитные платы.
В подготовленных Федеральной таможенной службой пояснениях к ТН ВЭД (к товарным позициям 3916 и 3925) указано, что в товарную позицию 3916 включаются мононить, размер поперечного сечения которой более 1 мм, прутки, стержни и профили фасонные. Они получаются по длине за одну операцию (обычно экструзией) и имеют постоянное или повторяющееся поперечное сечение по всей длине. Полые профили фасонные имеют поперечное сечение, отличающееся от сечения труб, трубок и шлангов товарной позиции 3917. В данную товарную позицию также включаются такие продукты, которые были просто нарезаны по длине, превышающей размер максимального поперечного сечения, или продукты с обработанной поверхностью (полированной, матированной и т.д.), но не обработанные иным способом. Профили фасонные с клейкой поверхностью, используемые для уплотнения оконных рам, включаются в данную товарную позицию. Изделия, которые были нарезаны по длине, не превышающей размер максимального поперечного сечения, или которые были обработаны другим способом (рассверлены, отфрезерованы, склеены или прошиты и т.д.), не включаются в данную товарную позицию. Они рассматриваются как изделия товарных позиций 3918-3926, если не входят в какую-то более специфическую товарную позицию номенклатуры.
Классифицирующим значением для отнесения товара к товарной позиции 3916 является то, что указанные изделия относятся к профилям и не подвергаются иной обработке.
В товарную позицию 3925 включаются только изделия, упомянутые в примечании 11 к данной группе.
Проанализировав данные правила и описание товара, суд обоснованно указал, что товарная позиция 3916 содержит более конкретное описание товара по сравнению с общим описанием, приведенным в тексте товарной позиции 3925, в которой таможенный орган классифицировал спорный товар.
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 5 от 17.06.1996 самостоятельная классификация спорных товаров по соответствующим позициям ТН ВЭД в компетенцию суда не входит.
При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров суд обязан лишь оценить правильность или неправильность такой классификации. В случае, если будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, суд признает решение таможенного органа недействительным.
Исследуя доводы таможенного органа о правильности произведенной классификации, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В документации, содержащей сведения о способе производства и обработки профиля в концерне "profine GmbH", указано что для производства оконных профилей применяются двухшнековые экструдеры с цилиндрическими шнеками. Профильные изделия изготавливаются методом последовательной экструзии в едином непрерывающемся технологическом процессе, обеспечивающем получение готовой продукции по всей длине за один проход, но без дальнейшей обработки, придающей данным изделиям специфические конструктивные свойства. При этом сам профиль формируется в экструзионной головке основного экструдера, и лишь затем посредством второго углового экструдера данные профили комбинируются с эластичными уплотнителями без проведения неразъемной сварки материала.
В заключениях эксперта N 1724, 1725 от 30.09.2011 указано, что представленная на исследование проба товара является фасонным профилем с постоянным по всей длине поперечным сечением, который изготовлен из термопластичного полимерного материала - поливинилхлорида (ПВХ) в комбинации с эластичным уплотнительным элементом из высокого пластифицированного ПВХ методом последовательной экструзии в едином непрерывающемся технологическом процессе, обеспечивающем получение готовой продукции по всей ее длине за один проход, но без дальнейшем обработки, придающей данному изделию специфические конструкционные и эксплуатационные свойства;
исследуемые изделия сформированы в экструзионной головке основного экструдера и лишь на его выходе посредством второго углового экструдера данные профили скомбинированы с эластичными уплотнителями без проведения неразъемной сварки материалов. На завершающих стадиях данного технологического процесса полученные профили проходят систему калибрования, на них может быть нанесена маркировка и (если необходимо) защитная пленка.
Поскольку в данных заключениях не содержится вывода о том, что ввозимый профиль выполнен за несколько операций или подвергался какой-либо дополнительной обработке, а из документации, содержащей сведения о способе производства и обработки профиля в концерне "profine GmbH", усматривается, что данный профиль мог быть изготовлен за одну технологическую операцию, и доказательств, это опровергающих, не представлено, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что таможенный орган необоснованно применил при классификации товара таможней подсубпозицию ТН ВЭД 3925 90 800 9.
Апелляционный суд также обосновано указал, что пояснения к товарной позиции 3916, не исключают факт применение заводом - изготовителем двух экструзионных головок, которые последовательно изготавливают методом экструзии и соединяют в течение одной операции профиль и уплотнитель (без их дополнительной обработки) и, что, вставка (экструзия) в профиль из ПВХ уплотнителя не изменяет свойств самого профиля. В данном случае основное свойство спорному товару придает профиль, который определяет основную потребительскую функцию товара (предназначен для изготовления из него окон и дверей).
Суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, что код товара 3916 20 100 0 был указан отправителем в товаросопроводительных документах в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров.
Гармонизированная система описания и кодирования товара принята Международной конвенцией (Конвенция) в Брюсселе 14.06.1983, к которой с 01.01.1997 присоединилась Российская Федерация.
Статьей 3 названной Конвенции вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что таможня не доказала правомерность вынесенного им оспариваемого решения о классификации товара и не опровергла достоверность доказательств, представленных Обществом в обоснование своих доводов, и правомерно признал решение Калужской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10106000-19-36/22 от 05.04.2011 недействительным.
Учитывая, что основанием для выставления таможенным органом оспариваемого требования об уплате таможенных платежей послужило вынесенное Калужской таможней решение N 10106000-19-36/22 от 05.04.2011, то требование об уплате таможенных платежей N 85 от 25.04.2011 правомерно признано недействительным.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, то кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 по делу N А23-2676/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калужской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Гармонизированная система описания и кодирования товара принята Международной конвенцией (Конвенция) в Брюсселе 14.06.1983, к которой с 01.01.1997 присоединилась Российская Федерация.
Статьей 3 названной Конвенции вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что таможня не доказала правомерность вынесенного им оспариваемого решения о классификации товара и не опровергла достоверность доказательств, представленных Обществом в обоснование своих доводов, и правомерно признал решение Калужской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10106000-19-36/22 от 05.04.2011 недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 мая 2012 г. N Ф10-1427/12 по делу N А23-2676/2011