Дело рассмотрено 04.06.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителя |
не явились |
от заинтересованного лица от третьего лица |
не явились не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г. Воронеж, на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А14-8319/2011,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Воронеж (далее -Администрация города), г. Воронеж, ОГРН 1023601575733, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра), ОГРН 1043600196254, от 01.06.2011 N 01/030/2011-809 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на часть нежилого встроенного помещения I в лит.А, номера на поэтажном плане 5, 8, 9, общей площадью 63,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 121 Стрелковой дивизии, 4, и об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права муниципальной собственной Муниципального образования городской округ город Воронеж на названный объект недвижимости.
Третьим лицом по делу выступало Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Управление Росимущества), г. Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.11.2011 (судья Максимович Т.Н.) Администрации города отказано в удовлетворении её заявления.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 решение суда отменено. Суд второй инстанции признал незаконным и отменил решение Управления Росреестра от 01.06.2011 N 01/030/2011-809 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение, а также обязал Управление Росреестра зарегистрировать право собственности муниципального образования на это помещение.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить постановление апелляционного суда, а решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Управление Росреестра ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости постановление суда от 24.02.2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, распоряжением Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность" предписано принять предложение администрации г. Воронежа и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Воронежской области, о передаче в муниципальную собственность г. Воронежа находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Воронежской КЭЧ Московского военного округа, расположенных в г. Воронеже, согласно Приложению N 2.
В Приложении N 2 в том числе указан жилой дом N 4 по ул.121 Стрелковой Дивизии в г. Воронеже.
Постановлением Воронежской городской Думы от 11.09.2001 N 113-1 утвержден перечень N 147 объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность. Под N 180 в данном перечне указан жилой дом N 4 по ул.121 Стрелковой Дивизии.
По акту приема-передачи от 01.06.2004 МУ РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района в лице директора приняло с постановкой на баланс от ГУ Домоуправление N 2 КЭЧ МВО в лице начальника названный дом (л.д.22).
Приказом Комитета по управлению имуществом Департамента муниципальной собственности Администрации г. Воронежа от 23.01.2007 N 13 предписано включить в реестр муниципального имущества спорный жилой дом вместе с нежилыми встроенными помещениями площадью 273,2 кв.м - ателье и хозяйственными помещениями площадью 386,4 кв.м - подвал (л.д.23).
Решением Воронежской городской Думы от 08.07.2009 N 210-П внесены изменения в вышеуказанное постановление Думы от 11.09.2001 N 113-1. В качестве передаваемых в муниципальную собственность объектов указан следующий объект: часть нежилого встроенного помещения 1 в лит. А по ул. 121 Стрелковой Дивизии, 4 (номер помещения на поэтажном плане: 5, 8, 9) - 63,3 кв.м (л.д.21).
01.04.2011 Администрация города обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на часть нежилого встроенного помещения 1 в лит.А площадью 63,3 кв.м в доме N 4 по ул. 121 Стрелковой Дивизии в г. Воронеже.
Сообщением от 01.06.2011 Управление Росреестра отказало Администрации в регистрации права, ссылаясь на отсутствие государственной регистрации ранее возникших прав и на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Полагая что отказ является незаконным, Администрация города обратилась с указанным выше заявлением в суд.
Отказывая Администрации в удовлетворении заявления, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что имущество по акту принято не муниципальным образованием, а МУ РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района; факт передачи спорного объекта в муниципальную собственность не нашел своего подтверждения; имеется спор о праве между муниципальным образованием и Российской Федерацией, который необходимо разрешать в исковом производстве.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требование Администрации, суд второй инстанции свой вывод мотивировал тем, что основанием для регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости являются акты, изданные Правительством РФ и Воронежской городской Думой, и они достаточны для регистрации права.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами апелляционного суда.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) основаниями для государственной регистрации прав являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшем в месте передачи на момент её совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 2 названного Постановления ВС РФ объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. В Приложении N 3 указан жилищный фонд.
Подпунктом "г" пунктом 1 Указа Президента РФ от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предписано до 01.01.2005 передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил РФ в собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность.
Постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинский формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" установлено, что в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность может передаваться в том числе жилищный фонд.
Основанием для регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости являлись названные нормативные акты, а также распоряжение Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р и постановление Воронежской городской Думы от 11.09.2001 N 113-1.
Довод заявителя жалобы о том, что распоряжение Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р на государственную регистрацию не представлялось, не заслуживает внимания, так как данный правовой акт является общедоступным.
Доводы заявителя жалобы о том, что не были представлены документы на регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимости и акт передачи спорного объекта в муниципальную собственность, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Исследовав все обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления Росреестра в регистрации права противоречит закону и нарушает права публичного образования.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 по делу N А14-8319/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 названного Постановления ВС РФ объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. В Приложении N 3 указан жилищный фонд.
Подпунктом "г" пунктом 1 Указа Президента РФ от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предписано до 01.01.2005 передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил РФ в собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность.
Постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинский формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" установлено, что в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность может передаваться в том числе жилищный фонд.
Основанием для регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости являлись названные нормативные акты, а также распоряжение Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р и постановление Воронежской городской Думы от 11.09.2001 N 113-1.
Довод заявителя жалобы о том, что распоряжение Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р на государственную регистрацию не представлялось, не заслуживает внимания, так как данный правовой акт является общедоступным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 июня 2012 г. N Ф10-1575/12 по делу N А14-8319/2011