Резолютивная часть постановления оглашена 04.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Андреева А.В. |
Судей: |
Козеевой Е.М. |
|
Лупояд Е.В. |
При участии в заседании: |
|
от администрации
от фин. управления администрации |
Матулов Б.Н. - представитель (дов. N 1/06-2200 от 12.12.2011);
Романов Б.С. - гл. специалист (дов. N 27/27 от 13.01.2012); |
|
|
от арбитражного управляющего |
Халин О.А. - представитель, адвокат (дов. от 02.02.2011); |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации, г. Брянск, на определение Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 по делу N А09-6873/2010,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия (МУП) "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска, г. Брянск, ОГРН: 1053244110886, Харланов Алексей Леонтьевич, г. Волгоград, обратился в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному образованию город Брянск в лице Брянской городской администрации, г. Брянск, ОГРН 1023202743574 (далее - Администрация), Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, г. Брянск, ОГРН 1093254008858, Финансовому управлению Брянской городской администрации, г. Брянск, ОГРН 1023202742089, о привлечении собственника имущества унитарного предприятия к субсидиарной ответственности, в котором просил взыскать в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования город Брянск за счет казны муниципального образования в лице Брянской городской администрации в пользу должника 32 850 567 руб.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2011 (судья Д.А. Блакитный) заявление конкурсного управляющего должника Харланова А.Л. удовлетворено. Суд взыскал в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования город Брянск за счет казны муниципального образования в лице Финансового управления Брянской городской администрации в пользу МУП "Жилкомсервис" Советского района города Брянска 32 850 567 руб. 00 коп.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 (судьи Е.И. Можеева, М.В. Каструба, Е.В. Рыжова) указанное определение оставлено без изменения.
Не соглашаясь с названными судебными актами, Брянская городская Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм права.
В частности, заявитель, выражая несогласие с судебной оценкой имеющихся в деле доказательств наличия вины собственника имущества должника. Указывает на то, что стоимость жилого фонда не должна учитываться при определении признаков несостоятельности предприятия. Выражает несогласие с оценкой судебными инстанциями результатов проведенных экспертных исследований. Полагает, что согласование Администрацией сделки по передаче жилого фонда на обслуживание МУП "Жилспецсервис" было направлено на предотвращение дальнейшего увеличения кредиторской задолженности должника, в связи с чем, действия Администрации являются добросовестными и разумными. Считает, что причинно-следственная связь между действиями собственника имущества должника и банкротством МУП не подтверждена материалами дела.
Доводы жалобы поддержаны представителями ее заявителя и финансового управления Администрации в заседании арбитражного суда кассационной инстанции.
Представитель арбитражного управляющего, возражая доводам жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых заявителем судебных актов.
В соответствии с уставом МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска предприятие создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", постановлением Брянской городской администрации от 27.07.2005 N 2622-п "О создании муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска", распоряжением комитета по управлению собственностью города Брянска от 27.07.2005 N 259-р "Об учреждении муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов местного самоуправления, настоящим уставом.
Собственником имущества предприятия является муниципальное образование - город Брянск.
От имени муниципального образования город Брянск права собственника имущества предприятия осуществляет Брянская городская администрация и комитет по управлению собственностью в пределах своей компетенции.
Имущество предприятия находится в собственности муниципального образования города Брянска и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1 Устава).
Целями деятельности предприятия являются управление многоквартирными домами, организация, выполнение работ и оказание услуг, связанных с управлением и эксплуатацией жилищного фонда, удовлетворение общественных потребностей населения, выполнение городских социально-экономических заказов, получение прибыли, развитие деятельности предприятия.
Для достижения указанных целей на основании постановления Брянской городской администрации от 10.08.2005 N 2757-п был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным недвижимым и движимым имуществом N 1БП-ЖИЛС от 10.08.2005, согласно которому на неопределенный срок комитет по управлению собственностью города Брянска предоставил муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска в безвозмездное пользование муниципальное недвижимое и движимое имущество (приложение N 1 и N 2) остаточной стоимостью 7 221 874 руб. 05 коп.
На основании постановления Брянской городской администрации от 02.10.2006 N 3403-п "О передаче объектов жилого фонда в хозяйственное ведение (на баланс) муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска" предприятию в хозяйственное ведение (на баланс) были переданы объекты жилого фонда (многоквартирные дома) в количестве 771 единицы.
В соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 03.04.2009 N 379-п МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска, безвозмездно передало МУП "Жилспецсервис" города Брянска в хозяйственное ведение (на баланс) движимое и недвижимое имущество согласно приложениям N 1 и N 2.
Распоряжением от 05.08.2009 N 550-р "О передаче автотранспортных средств и специальной техники муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство" г. Брянска" Брянская городская администрация обязала МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Брянска и МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска передать безвозмездно, а МУП "Спецавтохозяйство" г. Брянска принять в хозяйственное ведение (на баланс), находящиеся в оперативном управлении (на балансе) МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Брянска и в безвозмездном пользовании у МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска автотранспортные средства в количестве 5 единиц.
На основании распоряжения от 18.08.2009 N 566-р "О передаче движимого имущества муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство" г. Брянска" МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Брянска и МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска безвозмездно передали в хозяйственное ведение движимое имущество в количестве 158 единиц согласно приложению.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.01.2010 ликвидируемый должник - МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Харланов А.Л.
Согласно отчету конкурсного управляющего МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска на момент закрытия реестра требований кредиторов должника непогашенная сумма кредиторской задолженности составила 32 850 567 рублей.
Ссылаясь на то, что изъятие собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, а также переданного в безвозмездное пользование, привело к невозможности осуществления хозяйственной деятельности, последующему банкротству предприятия и невозможности осуществления расчетов с кредиторами, конкурсный управляющий должника обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами ст.ст. 7, 11, 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст.ст. 56, 113 ГК РФ, ст.ст. 3, 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пришли к выводу о том, что, имея информацию о финансовом состоянии МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска, Администрация изъяла из хозяйственного ведения и безвозмездного пользования имущество, принимавшее непосредственное участие в хозяйственной деятельности предприятия, что полностью исключило возможность осуществления предприятием уставных функций, привело к невозможности принятия мер по восстановлению платежеспособности, нарушению прав кредиторов и, как следствие, признанию его банкротом.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует требованиям законодательства и материалам дела.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в случае банкротства должника по вине лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В силу пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом либо учредительными документами юридического лица.
Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Пунктом 22 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что при разрешении вопросов, связанных с ответственностью учредителя (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56 ГК РФ), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
Таким образом, при обращении в суд с соответствующим требованием истец должен доказать, что своими действиями ответчик довел должника до банкротства, то есть до финансовой неплатежеспособности, до состояния, не позволяющего ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 3 Закона о банкротстве).
При рассмотрении спора по существу судом установлено, что по результатам анализа финансового состояния должника временным управляющим был сделан вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства в связи с изъятием собственником у должника имущества, ранее переданного на безвозмездной основе для осуществления уставной деятельности.
Из заключения экспертизы НП "Союз независимых экспертов", проведенной в рамках дела о банкротстве МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска, арбитражным судом установлено, что причиной существенного ухудшения финансового состояния предприятия в первом квартале 2010 года послужили следующие операции должника: движимое и недвижимое имущество МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска стоимостью 392 556 000 руб. (стоимость согласно бухгалтерскому балансу по состоянию на 01.01.2010), числившееся на его балансе, было передано МУП "Жилспецсервис" города Брянска во исполнение постановления Брянской городской администрации N 379-п от 03.04.2009 и списано с баланса предприятия в первом квартале 2010; движимое имущество, находившееся в безвозмездном пользовании МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска и не числившееся на его балансе, в количестве 228 единиц, во исполнение распоряжения Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству N 37-р от 29.10.2009, распоряжений Брянской городской администрации N 550-р от 05.08.2009, N 556-р от 18.08.2009 в третьем и четвертом кварталах 2009 (согласно представленным актам приема-передачи) было передано в пользование иным организациям.
Вся совокупность имущества, переданного по указанным выше распорядительным документам собственника имущества, составляла производственную базу МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска, в связи с чем, изъятие основных средств из безвозмездного пользования предприятия повлекло существенное ухудшение финансового состояния должника.
По состоянию на 01.01.2009 - отчетную дату, предшествующую вынесению Брянской городской администрацией постановления N 379-п от 03.04.2009, стоимость внеоборотных активов составляла 392 765 000 руб. Стоимость внеоборотных активов по состоянию на 01.04.2010 составляла 0 рублей. За период с 01.01.2007 по 01.04.2010, по данным балансов, показатель чистых активов имел положительные значения. По состоянию на 01.04.2010 сумма обязательств МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска стала превышать стоимость имущества (активов) на 22 831 000 руб.
Экспертом также сделан вывод о том, что передача имущества во исполнение постановления Брянской городской администрации от 03.04.2009 N 379-п, распоряжений Брянской городской администрации от 05.08.2009 N 550-р и от 18.08.2009 N 566-р повлекла прекращение основных видов деятельности МУП "Жилкомсервис" Советского района г. Брянска.
В соответствии с ч.ч. 1-4, 7 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд, в числе прочего, оценивает достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив по правилам указанной нормы имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства и пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе, в связи с наличием причинно-следственной связи между виновными действиями собственника имущества МУП "Жилкомсервис" и банкротством последнего.
Фактические обстоятельства, ссылками на которые обоснованы доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую оценку. Правовых оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При этом несогласие заявителя кассационной жалобы с судебной оценкой имеющихся в деле доказательств наличия вины собственника имущества должника, доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями собственника имущества должника и банкротством последнего, а также оценки результатов проведенных экспертных исследований не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов, полагая их принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 по делу N А09-6873/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Андреев |
Судьи |
Е.М. Козеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 22 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что при разрешении вопросов, связанных с ответственностью учредителя (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56 ГК РФ), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
Таким образом, при обращении в суд с соответствующим требованием истец должен доказать, что своими действиями ответчик довел должника до банкротства, то есть до финансовой неплатежеспособности, до состояния, не позволяющего ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 3 Закона о банкротстве).
...
В соответствии с ч.ч. 1-4, 7 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд, в числе прочего, оценивает достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 июня 2012 г. N Ф10-1741/12 по делу N А09-6873/2010-32
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5204/12
30.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5204/12
11.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5204/12
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1741/12
15.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3363/11
28.02.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3363/11
26.05.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6873/10