Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Солнцево Нива" (ОГРН 1064614003630; 306114, Курская обл., Солнцевский р-н, с. Бунино, ул. Центральная, д. 11)
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, 17/19) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Солнцево Нива" на решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.2011 г. (судья Орешко С.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 г. (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А35-777/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Солнцево Нива" (далее - ООО "Солнцево Нива") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета агропромышленного комплекса Курской области (далее - Комитет) по отказу включения общества в Перечень заемщиков на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, выраженным в уведомлении от 05.10.2010 г.
В целях восстановления нарушенного права оспариваемыми действиями заявитель просил суд обязать Комитет агропромышленного комплекса Курской области включить ООО "Солнцево Нива" в Перечень заемщиков на получение субсидий на возмещение части затрат па уплату процентов по краткосрочным кредитам и в течении десятидневного срока со дня вступления судебного акта в законную силу предоставить обществу субсидии из федерального и Курского областного бюджетов на сумму 3 563 456 рублей, из которых: по кредитному договору от 04.07.2008 г. N 08246 за счет средств федерального бюджета - 415 222 руб., областного - 520 руб.; по кредитному договору от 15.09.2008 г. N 08314 за счет средств федерального бюджета - 2 700 590 руб., областного - 3 378 руб.; по кредитному договору от 18.09.2008 г. N 08325 за счет средств федерального бюджета - 50 320 руб., областного - 62 руб.; по кредитному договору от 30.09.2008 г. N 08332 за счет средств федерального бюджета - 392 873 руб., областного - 491 руб.
Решением арбитражного суда от 09.11.2011 г. по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Солнцево Нива" просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление суда в связи с их несоответствием нормам материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Солнцево Нива", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, в период 2008 года на основании заключенных соответствующих соглашений получило кредитные денежные средства, расходуемые на осуществление своего основного вида деятельности.
Произведя уплату процентов по этим кредитам, ООО "Солнцево Нива" обратилось в Комитет агропромышленного комплекса Курской области с заявлением на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за счет средств федерального и областного бюджетов.
Уведомлением от 05.10.2010 г. Комитет агропромышленного комплекса Курской области отказал обществу во включении в соответствующий Перечень заемщиков на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам.
Не согласившись с указанными действиями Комитета, ООО "Солнцево Нива" обжаловало их в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 9 Правил и пунктом 8 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 г. N 101, для решения вопроса о предоставлении субсидий уполномоченный орган в лице Комитета агропромышленного комплекса Курской области осуществляет проверку представленных документов, регистрирует заявление заемщика в журнале регистрации и направляет заемщику в течение 10 дней со дня регистрации принятых документов письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа.
Согласно пункта 2 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. N 90, субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным сельскохозяйственными производителями, в том числе и краткосрочным кредитам.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на условиях, в числе которых предусмотрено наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
При этом, в силу пункта 5 и пункта 6 указанных Правил по краткосрочным кредитам (займам) средства федерального бюджета на возмещение части затрат предоставляются в размере 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а из средств бюджета субъекта Российской Федерации - в пределах 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
В случае если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение субсидий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, не соответствует установленному для субъекта Российской Федерации уровню софинансирования из федерального бюджета, предусмотренному пунктом 5 настоящих Правил, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства перераспределяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами (п. 21 названных Правил).
Согласно п. 2 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденных постановлением администрации Курской области от 27.03.2009 г. N 101, предоставление субсидий из областного бюджета за счет средств федерального и областного бюджетов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год Комитету агропромышленного комплекса Курской области по подразделу 04 05 "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела 04 "Национальная экономика" классификации расходов бюджета.
В случае, если объем предусмотренных на соответствующий год бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета не обеспечен на условиях софинансирования в полном объеме бюджетными ассигнованиями за счет средств областного бюджета, предоставление субсидий осуществляется в доле обеспеченности софинансированием за счет средств областного бюджета.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением администрации Курской области от 27.03.2009 г. N 101, причинами для отказа в принятии заявления к рассмотрению и предоставлении субсидии являются несоответствие документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, и (или) отсутствие лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Как следует из материалов дела, основанием для невключения ООО "Солнцево Нива" в Перечень заемщиков на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам послужило отсутствие лимита бюджетных обязательств и соглашения общества об участии в реализации целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы".
В ходе судебного разбирательства суд первой и апелляционной инстанций основываясь на предоставленных сторонами доказательствах обоснованно пришел к выводу об отсутствии лимита бюджетных обязательств на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Документально подтвержденные доводы уполномоченного органа - Комитета агропромышленного комплекса Курской области в этой части заявитель в установленном порядке не опроверг.
Учитывая, что пунктом 11 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением администрации Курской области от 27.03.2009 г. N 101, предусмотрен отказ в предоставлении субсидий в соответствующем финансовом году при отсутствии лимита бюджетных обязательств, суд обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемых действий Комитета.
В силу изложенного отказ Комитета агропромышленного комплекса Курской области во включении ООО "Солнцево Нива" в Перечень заемщиков, получающих субсидии, по мотивам отсутствия соглашения об участии общества в целевой программе "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы" правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ от 08.06.2011 г. подпункт "в" пункта 1 Приложения N 1 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 г. N 101, предусматривающий для регистрации заявления о предоставлении субсидии заемщиком представление соглашения об участии в реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы", признан недействующим с момента вступления в силу решения суда. Таким образом, указанный подпункт является недействующим с 08.06.2011 года.
На момент совершения оспариваемых действий действовало требование о представлении организацией, претендующей на получении субсидий, соглашения об участии в реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы".
Ссылки заявителя на нормы Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", устанавливающие доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, судебной коллегией не учитываются при рассмотрении кассационной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:
1) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
2) доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;
3) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
4) последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;
5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.
Как следует из материалов дела, оспариваемые действия Комитета агропромышленного комплекса Курской области направлены на отказ ООО "Солнцево Нива" в получении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам в текущем, на дату обращения, финансовом году (2010) по мотивам отсутствия лимита бюджетных обязательств на указанный год.
Вместе с тем, изложенные обстоятельства не лишают права заявителя на обращение в установленном порядке для получения соответствующих субсидий в очередном финансовом году.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на неправильном понимании норм закона, примененных при разрешении настоящего спора, а также направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, обжалуемые решение и постановление суда по настоящему делу отмене или изменению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 г. по делу N А35-777/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что пунктом 11 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением администрации Курской области от 27.03.2009 г. N 101, предусмотрен отказ в предоставлении субсидий в соответствующем финансовом году при отсутствии лимита бюджетных обязательств, суд обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемых действий Комитета.
В силу изложенного отказ Комитета агропромышленного комплекса Курской области во включении ООО "Солнцево Нива" в Перечень заемщиков, получающих субсидии, по мотивам отсутствия соглашения об участии общества в целевой программе "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы" правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ от 08.06.2011 г. подпункт "в" пункта 1 Приложения N 1 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 г. N 101, предусматривающий для регистрации заявления о предоставлении субсидии заемщиком представление соглашения об участии в реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы", признан недействующим с момента вступления в силу решения суда. Таким образом, указанный подпункт является недействующим с 08.06.2011 года.
...
Ссылки заявителя на нормы Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", устанавливающие доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, судебной коллегией не учитываются при рассмотрении кассационной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:"
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 июня 2012 г. N Ф10-1559/12 по делу N А35-777/2011