Резолютивная часть постановления оглашена 07 июня 2012 г.
Мотивированное постановление изготовлено 09 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Маненкова А.Н. |
судей: |
Киселевой О.В. |
|
Сорокиной И.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области |
Вершок Л.А. - представитель (доверенность от 01.09.2011 N 5413) |
От ответчиков: Общественная организация "Федерация профсоюзных организаций Курской области"
Общественная Организация Федерация Независимых Профсоюзов России |
Стрелкова О.В. - представитель (доверенность от 04.06.2012 N 279).
Загдай С.И. - представитель (доверенность от 20.05.2011 N 101/131-121д) |
от третьих лиц |
|
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Моква" |
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, г. Курск, на решение Арбитражного суда Курской области от 24.11.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 по делу N А35-719/2011,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ РОСИМУЩЕСТВО, ОГРН 1087746829994), г. Москва, обратилась в Арбитражный суд Курской области с иском к Общественной организации "Федерация профсоюзных организаций Курской области" (далее ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской области", ОГРН 1024600000105), г. Курск, и Общественной организации Федерации Независимых Профсоюзов России (ОГРН 1027700352822), г. Москва, о признании права собственности Российской Федерации на нежилое здание с подвалом и навесом площадью 2826,7 кв. м и парк, расположенные по адресу: Курская область, Курский район, Моковский сельсовет, д. 1-я Моква, санаторий "Моква", признании отсутствующим права общей долевой собственности ОО "Федерации профсоюзных организаций Курской области" (7/10 доли), Общественной Организации Федерации Независимых Профсоюзов России (3/10 доли) на нежилое здание с подвалом и навесом площадью 2826,7 кв. м и парк по адресу: Курская область, Курский район, Моковский сельсовет, д. 1-я Моква, санаторий "Моква" и об истребовании указанного имущества из чужого незаконного владения (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, первой инстанцией привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Моква" - арендатор нежилого здания с подвалом и навесом площадью 2826,7 кв. м.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.11.2011 (судья Курятина А.А.) в удовлетворении требований отказано. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 г. (судьи Федоров В.И., Поротиков А.И., Мокроусова Л.М.) решение оставлено без изменений.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить и вынести судебный акт об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что право собственности Российской Федерации на спорное недвижимое имущество возникло в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1. Закон не устанавливает обязанность государственной регистрации права федеральной собственности на спорное недвижимое имущество. Объекты, указанные в Постановлении Совета Министров РСФСР от 15.04.1960 N 523, в собственность профсоюзов не передавались и подлежали дальнейшему финансированию за счет средств государственного бюджета.
В отзывах на кассационную жалобу ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и Общественная Организация Независимых Профсоюзов России просили обжалуемое решение арбитражного суда области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, сослались в обоснование своей позиции на Постановление Совета Министров РСФСР от 15.04.1960 N 523, сделав вывод о том, вывод о том, что по нормам ГК 1964 имущество санаторно-курортных учреждений могло принадлежать профсоюзам только на праве собственности, ссылаются на сложившуюся судебную практику, в частности на определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.04.2010 г. по делу N А78-1452/2009, иные судебные акты.
В кассационной инстанции в порядке статей 123, 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие Общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Моква", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области поддержал доводы кассационной жалобы, считая обжалуемые решение и постановление незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просил их отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и Общественной организации Федерации Независимых Профсоюзов России с доводами кассационной жалобы не согласилась, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела. На основании постановления Совета Министров СССР от 10.03.1960 N 335 "О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха" в ведение ВЦСПС (по РСФСР) переданы все действующие на хозяйственном расчете санатории (кроме туберкулезных), дома отдыха, курортные лечебницы и поликлиники, пансионаты (кроме евпаторийских пансионатов для матерей с детьми, перенесшими полиомиелит), гостиницы на курортах, находящиеся в ведении управлений курортов, санатории и дома отдыха министерств здравоохранения союзных республик, а также вновь строящиеся для этих министерств санатории (кроме туберкулезных) и дома отдыха.
Пунктом 2 названного постановления, передача в ведение профсоюзных органов курортных учреждений, санаториев, домов отдыха и других предприятий и организаций производится безвозмездно со всем оборудованием, транспортом, вспомогательными предприятиями и подсобными хозяйствами, сооружениями, жилыми домами, земельными участками по состоянию на 01.01.1960, а также ассигнованиями на их содержание, планами по труду, фондами персональных надбавок, капиталовложениями и фондами на все виды материалов и лимитами на проектирование по плану на 1960 год, неиспользованными централизованными средствами курортного сбора и амортизационного фонда и другими средствами по балансу на 01.01.1960. Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 10.03.1960 N 335 было издано постановление Совета Министров РСФСР от 15 апреля 1960 года N 523 "О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха", согласно которому Министерство здравоохранения обязано было передать в ведение ВЦСПС вышеперечисленные санатории и дома отдыха. 08 апреля 1960 года по акту приемки санаториев и домов отдыха от Министерства здравоохранения РСФСР представителями Воронежского и Курского совета профсоюзов принят санаторий "Моква", находящийся в селе Моква Курской области, в составе которого значится главный лечебный корпус, клуб с залом для кино и концертов на 250 мест. 13 апреля 1960 года указанное имущество принято от Воронежского территориального курортного Управления Минздрава РСФСР, а соответствующий акт об этом утвержден Постановлением Президиума Воронежского облпрофсовета от 25 апреля 1960 года "О приемке санаториев и домов отдыха от Воронежского территориального курортного Управления Минздрава РСФСР". На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" объект, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, с. Моква и обозначенный как "Усадьба Нелидовых: главный дом и парк", включен в перечень памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
В последующем согласно Постановлению коллегии Центрального совета по управлению курортами профсоюзов от 23 декабря 1981 года "Об организации Курского областного совета по управлению курортами профсоюзов", из состава Воронежского территориального совета по управлению курортами профсоюзов выделен Курский территориальный совет по управлению курортами профсоюзов, в ведение которого передан санаторий "Моква".
Постановлением XIX съезда профсоюзов СССР от 26.10.1990 Всеобщая конфедерация профсоюзов СССР признана правопреемником всей профсоюзной собственности. Правопреемство Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР оформлено путем составления акта передачи имущества профсоюзов СССР от 25.02.1991.
Согласно договору о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992 Всеобщая Конфедерация Профсоюзов и Федерация Независимых Профсоюзов России закрепили на праве собственности за Федерацией Независимых Профсоюзов России имущество, бывшее в собственности ВКП согласно Приложению N 3, где поименован санаторий "Моква".
На основании договора о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Курской области между Советом Федерации Независимых Профсоюзов России и Советом Федерации профсоюзов Курской области, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации независимых профсоюзов России 24.12.1992 N 9-16, часть имущества профсоюзов, в том числе 90% недвижимого и движимого имущества, оборотных средств санатория "Москва" передано Федерации профсоюзов Курской области.
Постановлением исполкома Генерального Совета ФНПР от 17.09.1997 было утверждено Соглашение о внесении изменений в Договор о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Курской области между Советом ФНПР и Советом Федерации профсоюзных организаций Курской области, изменившее доли в общей долевой собственности на санаторий "Моква": за ФНПР закреплено 30%, за Федерацией профсоюзных организаций Курской области - 70%.
12 февраля 1999 года между ФНПР и Федерацией профсоюзных организаций Курской области подписан акт приема-передачи имущества профсоюзов, расположенного на территории Курской области, в составе которого значится комплекс санатория "Моква", что явилось основанием государственной регистрации 23.11.2004 права общей долевой собственности за ФНПР и Федерацией профсоюзных организаций Курской области на объекты санатория (главный корпус). Спорный объект всегда использовался по назначению как лечебный корпус санатория, а с 1995 года находится в доверительном управлении ООО "Санаторий "Моква", учредителем которого является общественная организация Федерация независимых профсоюзных организаций Курской области. Санаторию "Моква" 16 января 1995 года выдан государственный акт о закреплении в бессрочное пользование 109,62 гектаров земельного участка (в том числе земли государственного памятника природы "Моква" площадью 50,0 га) для оздоровительной деятельности.
С 20.09.2010 земельный участок также сдается в аренду ООО "Санаторий "Моква". Объект санатория на основании постановлений Совета Министров СССР и РСФСР от 19.03.1960 N 335 и от 14.04.1960 N 523 передавался не в собственность, а в ведение профсоюзов, то есть оставался в государственной собственности, а постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, а также ссылаясь на Указ Президента РФ N 176 от 20 февраля 1995 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и на постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР", а пунктом 3 раздела I приложения N1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом не доказан факт нахождения спорного имущества у ответчиков в незаконном владении.
В кассационной жалобе Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом указывает на то, что имущество не передавалось в собственность профсоюзов.
Суд апелляционной инстанции, исследуя вопрос о передаче спорного имущества, указал в соответствии со статьей 96 действовавшего в указанный период Гражданского кодекса РСФСР 1964 года порядок передачи зданий, сооружений, оборудования и другого имущества, относящегося к основным средствам государственных организаций другим государственным организациям, а также общественным организациям, каковыми являлись профсоюзы, определялся законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Передача правопредшественнику ответчиков имущества санатория произведена на основании постановлений Совета Министров СССР от 10.03.1960 N 335 и Совета Министров РСФСР от 15 апреля 1960 года N 523 "О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха", то есть уполномоченных на это органов.
Суд апелляционной инстанции сослался на статью 213 действующего в настоящее время Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, а ответчики по делу как общественные организации в силу абз. 2 пункта 1 статьи 117 этого Кодекса относятся к таковым, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. И рассмотрел указанные указанные нормативные акты как законные основание возникновения права собственности ответчиков на это имущество, делая вывод о том, что в результате передачи имущества профсоюзам, право собственности на него прежнего собственника - государства прекратилось, соответственно не имеется оснований для признания права собственности на него Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что ссылки на постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 о включении его в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, а также на Указ Президента РФ N 176 от 20 февраля 1995 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", на постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" и пункт 3 раздела I приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 не исключают право собственности профсоюзов (ответчиков) на имущество.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24 ноября 2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2012 г. по делу N А35-719/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Маненков |
Судьи |
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции сослался на статью 213 действующего в настоящее время Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, а ответчики по делу как общественные организации в силу абз. 2 пункта 1 статьи 117 этого Кодекса относятся к таковым, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. И рассмотрел указанные указанные нормативные акты как законные основание возникновения права собственности ответчиков на это имущество, делая вывод о том, что в результате передачи имущества профсоюзам, право собственности на него прежнего собственника - государства прекратилось, соответственно не имеется оснований для признания права собственности на него Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что ссылки на постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 о включении его в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, а также на Указ Президента РФ N 176 от 20 февраля 1995 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", на постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" и пункт 3 раздела I приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 не исключают право собственности профсоюзов (ответчиков) на имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 июня 2012 г. N Ф10-1708/12 по делу N А35-719/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12431/12
11.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12431/12
09.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1708/12
15.02.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-138/12
24.11.2011 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-719/11