Резолютивная часть постановления оглашена 15.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола помощником судьи |
Козыревой Н.А. |
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителя |
Кузнецов С.И. - представитель, дов. от 20.03.2012 |
от заинтересованных лиц: Росимущество Управление Росимущества в Брянской области |
не явились Тадевосян В.О. - представитель, дов. от 03.04.2012 N 06-2023 |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.12.2011 (судья Малюгов И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 (судьи Игнашина Г.Д., Стаханова В.Н., Дорошкова А.Г.) по делу N А09-7700/2011,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Кремний-Маркетинг" (далее - ЗАО "Кремний-Маркетинг", Акционерное общество), г. Брянск, ОГРН 1023202737942, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество), г. Москва, и Территориального управления Росимущества в Брянской области (далее - Управление Росимущества), г. Брянск, выразившихся в отказе принятия решения о приватизации Акционерным обществом земельных участков площадью 1650 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201:1695 и площадью 6377 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201:1696, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, и в возврате документов на доработку.
В процессе судебного разбирательства Акционерное общество уточнило свои требования и просило признать незаконными действия Росимущества, выразившиеся в отказе принятия решения о приватизации Акционерным обществом названных земельных участков и в возврате документов на доработку. Для восстановления своего нарушенного права Акционерное общество просило суд обязать Росимущество в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о приватизации спорных земельных участков и в месячный срок со дня принятия решения о приватизации земельных участков направить в адрес заявителя проекты договоров купли-продажи на эти земельные участки.
Решением суда от 09.12.2011 требования ОАО "Кремний-Маркетинг" удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 29.02.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить состоявшиеся судебные решения, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В отзыве на жалобу Акционерное общество просит оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель Акционерного общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Кремний-Маркетинг" принадлежат на праве собственности здание корпуса N 16 общей площадью 4418,1 кв.м, расположенное на земельном участке площадью 6377 кв.м, с кадастровым N 32:28:032201:1696 (запись в ЕГРП от 22.01.2001 за N 32-1.28-б-115/2000-177.1) и здание корпуса N 10 общей площадью 888,2 кв., расположенное на земельном участке площадью 1650 кв.м, с кадастровым N 32:28:032201:1695 (запись в ЕГРП от 22.01.2001 за N 32-1.28-б-115/2000-175.1).
Земельные участки, на котором расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимости, используются заявителем на основании договора аренды от 21.04.2003 г. N 24494.
Как установлено судом, в аренду был передан земельный участок площадью 10468 кв.м, категория земель - земли поселений (другие застроенные территории), цель использования - под объектами мобилизационного назначения. Срок аренды - 45 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением N 40 от 08.02.2010 в договор аренды внесены изменения в раздел "цель предоставления земельного участка и категория земли" и указано, что земельный участок предоставлен "под производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса", категория земли - "земли населенных пунктов". Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию.
В 2011 году из земельного участка площадью 10468 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201:57 образованы три земельных участка с кадастровыми номерами 32:28:032201:1694, 32:28:032201:1695 и 32:28:032201:1696.
08.08.2011 ОАО "Кремний-Маркетинг" обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695 и 32:28:032201:1696 в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 12.10.2011 Управление Росимущества уведомило Акционерное общество о том, что Росимущество письмом от 07.10.2011 N ПП-10/30649 возвратило пакет документов Акционерного общества на доработку, обязав представить сведения, послужившие основанием для изменения цели предоставления земельных участков арендатору, и о наличии на земельных участках объектов мобилизационного назначения.
Полагая, что действия Росимущества, выразившиеся в отказе принятия решения о приватизации заявителем спорных земельных участков и возвращении документов на доработку, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Акционерного общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
При этом суд исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и перечня документов.
Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка. Одним из оснований отказа в приватизации является изъятие земельного участка из оборота. Отказ в приватизации земельных участков, ограниченных в обороте, не допускается, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Судом установлено, что спорные земельные участки являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
При этом Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями*** (п. 4 Положения от 05.06.2008 N 432).
Согласно пункта 4.8 Положения "О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области", утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе заключает договоры купли-продажи федерального имущества по поручению Росимущества.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Как установлено судом, ЗАО "Кремний-Маркетинг" приложило к заявлению о приобретении прав на земельные участки все необходимые документы, указанные в Перечне.
Целью формирования спорных земельных участков и их постановки на государственный кадастровый учет послужило наличие расположенных на них зданий, принадлежащих ЗАО "Кремний-Маркетинг" на праве собственности.
Доказательств расположения на данных земельных участках объектов мобилизационного назначения заинтересованными лицами не представлено.
Из актов проверки порядка использования спорных земельных участков от 08.06.2011, проведенной Управлением Росимущества, следует, то на этих земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие Акционерному обществу, а именно: корпус N 10 и корпус N 16; других объектов нет (т.1, л.д.94-105).
Суд подробно исследовал вопрос об изменении цели назначения земельных участков и установил, что на основании сообщения Центрально-Черноземного территориального отдела Центрального территориального управления Росрезерва от 03.09.2009 N 3-2/2642 об отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 32:28:032201:57 объектов, предназначенных для хранения мобилизационного резерва, и о том, что ЗАО "Кремний-Маркетинг" не является ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва, Главное управление по строительству и развитию территории г. Брянска Брянской городской администрации выдало Акционерному обществу справку о разрешенном использовании земельного участка площадью 10468 кв.м с кадастровым номером 3228:032201:0057 - "под производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса" для внесения изменений в государственный кадастровый учет, которая подтверждает прохождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Росимущество неправомерно отказало заявителю в принятии решения о приватизации земельных участков, является обоснованным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Для устранения нарушенных прав ЗАО "Кремний-Маркетинг" суд по праву возложил на Росимущество обязанность принять решение и подготовить проекты договоров купли-продажи на испрашиваемые земельные участки.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования суда второй инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 09.12.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А09-7700/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
При этом Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями*** (п. 4 Положения от 05.06.2008 N 432).
...
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
...
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 июня 2012 г. N Ф10-2046/12 по делу N А09-7700/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14029/12
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14029/12
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2046/12
29.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-292/12
09.12.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7700/11