г. Тула |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А09-7700/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Стахановой В.Н., Дорошковой А.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.12.2011
по делу N А09-7700/2011 (судья Малюгов И.В.),
по заявлению ЗАО "Кремний-Маркетинг" (241000, г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 103, ОГРН 1023202737942, ИНН 3234024443)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (241050, г. Брянск, пл. Карла Маркса, д. 2), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) (109012, г. Москва, пер. Никольский, д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: Кузнецова С.И. по доверенности,
от ответчиков: Герасиной О.В. по довеернности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Кремний-Маркетинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - Управление) о признании незаконными действий Росимущества, выразившихся в отказе в приятии решения о приватизации Обществом земельных участков с кадастровым номером 32:28:032201:1695 площадью 1650 кв.м и с кадастровым номером 32:28:032201 :1696 площадью 6377 кв.м, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, в отказе от направления проектов договоров купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 32:28:032201 :1695 площадью 1650 кв.м. и с кадастровым номером 32:28:032201:1696 площадью 6377 кв.м., расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, и возврате документов на доработку (с учетом уточнения).
Решением суда первой инстанции от 09.12.2011 требования удовлетворены.
Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В качестве оснований для отмены ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что поскольку заявителем не представлены все необходимые документы для принятия решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка, Управлением правомерно отказано в приватизации этого участка.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Обществу принадлежат на праве собственности расположенное на земельном участке площадью 1650 кв.м кадастровый номер 32:28:032201 :1695 по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, здание корпуса N 10, площадью 888,2 кв.м, условный номер 15-01/28-20-706, а также расположенное на земельном участке площадью 6377 кв.м кадастровый номер 32:28:032201 :1696 по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, здание корпуса N 16 площадью 4418,1 кв.м., условный номер 1501/28-20-709.
Земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695 площадью 1650 кв.м. и 32:28:032201 :1696 площадью 6377 кв.м. находятся в в федеральной собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2011 N 01/032/2011 -544 и от 27.07.2011 N 01/032/2011-545.
Общество 08.08.2011 направило в Управление Федерального агентства заявки на приватизацию находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695 и 32:28:032201:1696 с приложением документов, предусмотренных приказом Министерства экономического развития и торговли от 30 октября 2007 г. N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Управление письмом исх. N 05-6664 от 12.10.2011 сообщило Обществу о невозможности принятия решения о приватизации спорных земельных участков и возвратило документы на доработку в связи с получением соответствующего письма от Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 07.10.2011 исх. N ПП-10/30649.
Как следует из Письма Росимущества от 07.10.2011 исх. N ПП-10/30649 основанием для отказа в принятии решения о приватизации земельных участков и направлении поданных документов на доработку послужило то обстоятельство, что в представленных в Росимущество документах отсутствуют сведения, послужившие основанием для изменения цели предоставления земельных участков, а также сведения о наличии на земельных участков объектов мобилизационного назначения, тогда как в соответствии со п.п. 5 п.5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Пунктом 5 указанной статьи ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. N 370 (далее - Перечень).
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Общество наряду с заявкой на приватизацию предоставили все необходимые документы предусмотренные Перечнем, что подтверждается отметками Управления на вторых экземплярах писем заявителя (т. 1 л.д. 30-35). Возражений относительно состава представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений, от ответчиков не поступало.
Как следует из листа В.3 кадастрового паспорта от 28.07.2011 N 32/201/11 -71582 на земельный участок 32:28:032201:1695 площадью 1650 кв.м., указанный земельный участок имеет единственное обременение в виде расположения на нем здания корпуса N 10. Имеющимися в материалах дела выпиской из Единого государственное реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 3 августа 2011 г. N01/044/2011 -080 и свидетельством о регистрации права от 22 января 2001 г. серия 32 АА N 052453 подтверждается, что собственником здания корпуса N 10 площадью 882,2 кв.м, условный номер 15-01/28-20-706 является ЗАО "Кремний - Маркетинг".
Как следует из листа В.3 кадастрового паспорта от 28.07.2011 N 32/201/11 -71576 на земельный участок 32:28:032201:1696 площадью 6377 кв.м, указанный земельный участок имеет единственное обременение в виде расположения на нем здания корпуса N 16. Имеющимся в материалах дела выпиской из Единого государственное реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 3 августа 2011 г. N01/044/2011 -079 и свидетельством о регистрации права от 22 января 2001 г. серия 32 БР 063001 подтверждается, что собственником здания корпуса N 16 площадью 4418,1 кв.м., условный номер 15-01/28-20-709 является ЗАО "Кремний-Маркетинг".
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Таким образом, заявитель подтвердил свое исключительное право на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 32:28:032201:1695 площадью 1650 кв.м и с кадастровым номером 32:28:032201 :1696 площадью 6377 кв.м, представив все документы согласно Перечню, вследствие чего у ответчиков отсутствовали основания для отказа в принятии решения о приватизации и возврате документов на доработку.
Доводы Управления о возможном расположении на земельных участках с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695 и 32:28:032201:1696 защитных сооружений гражданской обороны с инвентарными номерами: 32/192, 32/194, 32/195, которые находятся в федеральной собственности, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В обоснование указанных доводов Управление ссылается на письмо ГУ МЧС России по Брянской области N 14408-3-2-1 и данные реестра федерального имущества, согласно которым по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103 находятся вышеназванные защитные сооружения гражданской обороны.
В материалы дела представлены акты проверки использования земельных участков (т. 1 л.д. 94 - 105), из которых следует, что земельные участки площадью 1650 кв.м и площадью 6377 кв.м, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, ранее являлись частями многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032201:57, площадью 10468 кв.м.
На этих земельных участках расположены только здания корпусов N 10 и N 16, принадлежащие ЗАО "Кремний-Маркетинг".
В ходе проверки сделаны фотографии, подтверждающие вышеизложенные обстоятельства (т.1, л.д. 96-105).
Таким образом, указанные акты проверки свидетельствуют об отсутствии на земельных участках с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695 и 32:28:032201:1696 объектов гражданской обороны, находящихся в собственности Российской Федерации.
Также необоснованной является ссылка Росимущества на то, что для принятия решения о приватизации земельных участков заявитель должен предоставить сведения о причинах изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695 и 32:28:032201:1696, а также сведения о наличии объектов мобилизационного назначения.
Из материалов дела следует, что в результате деления земельного участка с кадастровым номером 32:28:032201:57 площадью 10468 кв.м. образовалось три земельных участка с кадастровыми номерами 32:28:032201:1694, 32:28:032201:1695, 32:28:032201:1696.
Видом разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:032201 :1695 и 32:28:032201:1696 является использование под производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса.
Такой же вид разрешенного использования указан в кадастровом паспорте от 12 апреля 2011 г. N 32/201 /11 -33550 на земельный участок с кадастровым номером 32:28:032201:57 площадью 10468 кв.м.
То есть, вид разрешенного использования не менялся с момента образования данных земельных участков.
Кроме того, в силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ Росимущество не вправе требовать от заявителя представление указанных сведений.
Что же касается расположения на спорном земельном участке объектов мобилизационного назначения, то согласно письму Росрезерва от 03.09.2009 исх. N 3-2/2642, заявитель не является ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва (т.1 л.д. 68).
Довод Росимущества и Управления о том, возможно ограничение в обороте земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695 и 32:28:032201:1696 в случае наличия на них объектов мобилизационного назначения на основании пп.5 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, также не может быть принят судом во внимание.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2011 по делу N А09-1764/2011, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций и имеющим в силу п.2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, установлен факт отсутствия у Общества статуса ответственного хранителя материальных ценностей мобилизационного резерва.
Кроме того, положения п.п. 5 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ об ограничении в обороте земель обороны и безопасности имеют отношение к землям, отнесенным к соответствующей категории, чей правовой статус определен ст. 93 Земельного кодекса РФ.
В рассматриваемом же случае, из кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695, 32:28:032201:1696 следует, что эти земельные участки относятся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "для размещения производственных предприятий, цехов, мастерских, лабораторных корпусов".
Следовательно правовой статус спорных земельных участков определен в соответствии с гл. 15 ЗК РФ, а не ст. 93 ЗК РФ, что исключает возможность ограничения в обороте.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 09.12.2011 по делу N А09-7700/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Видом разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:032201 :1695 и 32:28:032201:1696 является использование под производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса.
Такой же вид разрешенного использования указан в кадастровом паспорте от 12 апреля 2011 г. N 32/201 /11 -33550 на земельный участок с кадастровым номером 32:28:032201:57 площадью 10468 кв.м.
То есть, вид разрешенного использования не менялся с момента образования данных земельных участков.
Кроме того, в силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ Росимущество не вправе требовать от заявителя представление указанных сведений.
...
Довод Росимущества и Управления о том, возможно ограничение в обороте земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695 и 32:28:032201:1696 в случае наличия на них объектов мобилизационного назначения на основании пп.5 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, также не может быть принят судом во внимание.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2011 по делу N А09-1764/2011, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций и имеющим в силу п.2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, установлен факт отсутствия у Общества статуса ответственного хранителя материальных ценностей мобилизационного резерва.
Кроме того, положения п.п. 5 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ об ограничении в обороте земель обороны и безопасности имеют отношение к землям, отнесенным к соответствующей категории, чей правовой статус определен ст. 93 Земельного кодекса РФ.
В рассматриваемом же случае, из кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:032201:1695, 32:28:032201:1696 следует, что эти земельные участки относятся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "для размещения производственных предприятий, цехов, мастерских, лабораторных корпусов".
Следовательно правовой статус спорных земельных участков определен в соответствии с гл. 15 ЗК РФ, а не ст. 93 ЗК РФ, что исключает возможность ограничения в обороте."
Номер дела в первой инстанции: А09-7700/2011
Истец: ЗАО " Кремний- Маркетинг "
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ( Росимущество )
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14029/12
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14029/12
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2046/12
29.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-292/12
09.12.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7700/11