Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
Судей: |
Шелудяева В.Н. |
|
Степиной Л.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителей: ЗАО "Кремний-Маркетинг" ОГРН 10232027337942 ОАО "Константа" ОГРН 1020800765248 |
Кузнецов С.И. - адвокат, дов. от 10.01.2012, удост. от 04.02.2003 N 246 Кузнецов С.И. - адвокат, дов. от 10.01.2012, удост. от 04.02.2003 N 246 |
от заинтересованных лиц: ФАУГИ, ОГРН 1087746829994 Территориальное управление ФАУГИ в Брянской обл., ОГРН 1093254006317 |
не явились Тадевосян В.О. - представитель, дов. от 03.04.2012 N 06-2023 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.01.2012 (судья Малюгов И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 (судьи Тучкова О.Г., Дорошкова А.Г., Игнашина Г.Д.) по делу N А09-8020/2011,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Кремний-Маркетинг" (далее - ЗАО "Кремний-Маркетинг"), г. Брянск, и открытое акционерное общество "Константа" (далее - ОАО "Константа"), г. Брянск, обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество), выразившихся в отказе принятия решения о приватизации акционерными обществами земельного участка площадью 903 кв. м, с кадастровым номером 32:28:032201:31, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, отказе направить договор купли-продажи на названный земельный участок и в возврате документов на доработку. Заявители просили установить порядок устранения допущенных нарушений их прав и законных интересов, а именно: обязать Росимущество в месячный срок со дня вступления в силу судебного акта по существу спора принять решение о предоставлении в общую долевую собственность ЗАО "Кремний-Маркетинг" (4127/10086 доли в праве) и ОАО "Константа" (5959/10086 доли в праве) земельного участка; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении заявителям в общую долевую собственность земельного участка направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.01.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012, требования заявителей удовлетворены.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - Управление Росимущества) просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований заявителям отказать, ссылаясь на неправильное применение судом двух инстанций норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Кремний-Маркетинг" и ОАО "Константа" просят оставить принятые судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель акционерных обществ поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, нежилое помещение N II, площадью 412,7 кв. м, усл. номер 15-01/28-55-357, принадлежит на праве собственности ЗАО "Кремний-Маркетинг"; часть подвала общей площадью 391,6 кв.м, часть второго этажа общей площадью 204,3 кв.м из состава нежилого помещения N III общей площадью 5757,4 кв.м, усл. номер: 32-32-01/062/2008-750, принадлежат на праве собственности ОАО "Константа". Права зарегистрированы в ЕГРП. Названные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 903 кв.м, с кадастровым номером 32:28:032201:31, по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103.
Как следует из справки ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 27.07.2011, указанные нежилые помещения входят в состав здания корпуса N 18 "Стилобатная часть", которое расположено по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, на трех земельных участках с кадастровыми номерами 32:28:0032201:31, 32:28:0032201:58 и 32:28:032201:67.
Согласно выписке из ЕГРП от 30.08.2011 за N 01/048/2011-415 земельный участок площадью 903 кв. м с кадастровым номером 32:28:032201:31, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, является собственностью Российской Федерации.
1 августа 2011 года ЗАО "Кремний-Маркетинг" и ОАО "Константа" направили в Управление Росимущества в Брянской области заявку на приватизацию земельного участка площадью 903 кв.м, к которой приложили документы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом Министерства экономического развития и торговли от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - Перечень), и действующем на тот период.
Рассмотрев заявку, 10.08.2011 Управление Росимущества направило в адрес заявителей письмо за N 05-5377, в котором указало, что принятие решения о приватизации земельного участка не представляется возможным, поскольку в пакете представленных документов отсутствуют сведения о площади здания, расположенного в границах испрашиваемого земельного участка.
9 сентября 2011 года ЗАО "Кремний-Маркетинг" и ОАО "Константа" подали повторную заявку на приватизацию земельного участка непосредственно в Росимущество.
Письмом от 26.10.2011 за N ПП-10/32716 Росимущество отказало в принятии решения о приватизации земельного участка, ссылаясь на то, что заявителям наряду с представленными документами необходимо дополнительно представить на рассмотрение в Росимущество сведения о наличии или отсутствии объектов мобилизационного назначения на рассматриваемом земельном участке. Кроме того, указало, что пакет документов следует направлять в Территориальное управление Росимущества для проведения предварительной экспертизы представляемых материалов.
Полагая, что действия Росимущества не соответствуют закону и нарушают права и интересы заявителей в сфере экономической деятельности, ЗАО "Кремний-Маркетинг" и ОАО "Константа" обратились в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителей.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность с учетом долей в праве собственности на здание - п. 3 ст. 36 ЗК РФ.
Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 178-ФЗ отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, а именно п. 4 ст. 28 ЗК РФ, где в качестве таких оснований указаны: изъятие земельных участков из оборота, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно справке ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 27.07.2011 здание корпуса 18 ("Стилобатная часть") состоит из 3-х нежилых помещений: нежилого помещения N I, общей площадью 453,8 кв.м, принадлежащего ЗАО "Кремний-Маркетинг", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032201:58 площадью 982 кв. м; нежилого помещения N II общей площадью 415,4 кв.м, принадлежащего ЗАО "Кремний-Маркетинг", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032201:31 площадью 903 кв. м; нежилого помещения N III общей площадью 5757,4 кв. м, принадлежащего ОАО "Константа", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032201:67 площадью 7221 кв.м, при этом часть (площадью 595,9 кв.м) нежилого помещения N III расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032201:31 площадью 903 кв.м.
При таких обстоятельствах довод заявителя кассационной жалобы о том, что в представленном пакете документов отсутствуют сведения о площади помещений здания, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032201:31, а также о площади нежилых помещений в указанном здании каждого из сособственников является несостоятельным.
Довод кассационной жалобы о том, что заявителями не представлено сведений об отсутствии на спорном земельном участке объектов мобилизационного назначения, был предметом исследования суда двух инстанций, ему дана надлежащая оценка. Доказательств нахождения указанных объектов на земельном участке Управление Росимущества не представило. Напротив, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют об отсутствии объектов мобилизационного назначения на испрашиваемом заявителями земельном участке.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий Росимущества, выразившихся в отказе принятия решения о приватизации ЗАО "Кремний-Маркетинг" и ОАО "Константа" спорного земельного участка. А поэтому требования заявителей по праву удовлетворены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.01.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 по делу N А09-8020/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 178-ФЗ отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, а именно п. 4 ст. 28 ЗК РФ, где в качестве таких оснований указаны: изъятие земельных участков из оборота, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 июня 2012 г. N Ф10-2320/12 по делу N А09-8020/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14108/12
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14108/12
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2320/12
27.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-916/12
11.01.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8020/11