Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объёме 20.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей:
при участии в заседании: |
Солодовой Л.В. Маненкова А.Н. Нарусова М.М. |
от ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" |
Романенкова Ю.М. - представителя (дов. N 55 от 18.10.2011) Синдицкой А.А. - представителя (дов. N 8 от 16.01.2012) |
от Департамента Смоленской области по лесному хозяйству |
представитель не явился |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.12.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А62-3595/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" (далее - ООО "Смоленское ЛХПО", ОГРН 1056758347271, ИНН 6729031047), г. Смоленск, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству, ОГРН 1076731007143, г. Смоленск, о взыскании излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка N 104 от 01.12.2008 в размере 247488 руб. 76 коп. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
В свою очередь Департамент Смоленской области по лесному хозяйству подал встречное исковое заявление о взыскании с ООО "Смоленское ЛХПО" 289 862 руб. 72 коп., задолженности по арендной плате за период с 03.02.2009 по 31.12.2009 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.12.2011 (судья Лукашенкова Т.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 (судьи Сентюрина И.Г., Токарева М.В., Каструба М.В.), в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречный иск удовлетворен в полном объеме.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов, изложенных в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ООО "Смоленское ЛХПО" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, первоначальные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречного иска отказать.
Ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, своего представителя в суд округа не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке, установленном ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 06.06.2005 между Федеральным государственным учреждением "Глинковский лесхоз" (арендодатель) и ООО Смоленское ЛХПО" (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда N 19, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду участок лесного фонда общей площадью 7878 га для заготовки древесины.
После введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации между Департаментом Смоленской области по лесному хозяйству (арендодатель) и ООО "Смоленское ЛХПО" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 104 от 01.12.2008, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании приказа Департамента от 01.12.2008 N 320 "О приведении договора аренды участка лесного фонда ООО "Смоленское ЛХПО" в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации", обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок площадью 7878 га, расположенный по адресу: Смоленская область, Глинковский район, Глинковское лесничество, Доброминское участковое лесничество, кварталы 9, 19, 24, 47-49, 62-65, 68-71, 73-80, 89, 91-92, 100-101, 103-115; Кучеровское участковое лесничество, кварталы 1-4, 8-11, 15-20, 24-26, 31-34, 38-42, 47-48; номер учетной записи в государственном лесном реестре 0170-2008-12.
Разделом 2 договора аренды определены размер и условия внесения арендной платы. Ежегодный размер арендной платы при использовании лесных участков с изъятием лесных ресурсов определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендованном участке. При этом объем изъятия лесных ресурсов в год определяется набором лесосек, отведенных в рубку, категориями рубок, преобладающих пород согласно Проекту освоения лесов и ставок платы по разрядам такс (п. 2.1. договора).
В соответствии в п. 2.2. договора арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и предоставляет в течение 1 месяца после установленного срока внесения платежей Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением N 4 к договору аренды лесного участка определены сроки внесения арендной платы и ее размер - 546596 руб.
Согласно п. 6.1. договора срок его действия установлен сторонами с момента государственной регистрации по 19.07.2054.
Договор аренды лесного участка N 104 от 01.12.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке 03.02.2009.
В соответствии с условиями заключенного договора лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.12.2008.
В период с 2008 года по 2009 год ООО "Смоленское ЛХПО" уплачена арендная плата в размере 270 471 руб. 43 коп.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, ООО "Смоленское ЛХПО" ссылалось на то обстоятельство, что последнее фактически стало использовать лесной участок только 15.12.2009 после вступления в силу лесной декларации по Глинковскому арендованному участку, поскольку именно с этого момента можно было начинать работы по изъятию лесных ресурсов (рубку леса). Следовательно, именно с этого момента, по мнению истца, у него возникла обязанность по уплате арендной платы.
В свою очередь Департамент Смоленской области по лесному хозяйству обратился в арбитражный суд со встречным иском, в котором ссылался на наличие у ООО "Смоленское ЛХПО" задолженности по арендной плате за использование лесного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворении встречного иска по следующим основаниям.
В части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ определено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Пунктом 3.4.3 договора предусмотрена обязанность арендатора по своевременному внесению арендной платы.
Кроме того, договором аренды было предусмотрено право арендатора приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации и в соответствии с условиями договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка и представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации (п. 3.3.1 договора).
В силу п. 3.4.1 на арендатора возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации разработать и представить арендатору проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Таким образом, при заключении договора аренды истец не мог не знать о том, что начало фактического лесопользования обусловлено совершением ряда необходимых действий. При этом обязанность по внесению арендной платы не поставлена в зависимость от возложенной на арендатора обязанности по предоставлению проекта освоения лесов и получения на него положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Условия о порядке определения арендной платы согласованы сторонами в договоре аренды, доказательства наличия разногласий (протокол разногласий) в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах стороны посредством свободного волеизъявления согласовали применение приведенного в договоре порядка расчета платы за аренду лесного участка.
В силу статьи 1 Лесного кодекса РФ использование лесов является платным. Арендатор, независимо от того, воспользуется он правом на лесопользование или нет, обязан внести арендную плату в соответствии с условиями договора.
Поскольку условием заключенного договора аренды установлен механизм определения арендной платы, то отсутствие проекта освоения лесов, обязанность по получению которого лежала на истце, не может служить основанием для освобождения последнего от уплаты арендной платы.
При этом Лесной план Смоленской области утвержден Указом Губернатора Смоленской области от 30.12.2008 N 30, т.е. до государственной регистрации договора арены, в связи с чем данное обстоятельство не являлось препятствием для фактической реализации истцом прав арендатора лесного участка.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о невозможности использования арендованного лесного участка по вине ответчика, является правомерным.
Более того, согласно пункту 13 Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 N 529 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), неподача Лесной декларации в установленные сроки не освобождает лесопользователя от своевременного внесения арендной платы.
Расчет арендной платы произведен ответчиком на основании п. 2.2 договора, приложения N 4 к договору с учетом с индексации ставки платы за единицу объема древесины в соответствии с коэффициентами, установленными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Указанный расчет судами проверен и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах, учитывая частичную оплату, произведенную ООО "Смоленское ЛХПО", суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили встречные исковые требования.
Довод заявителя жалобы о том, что арендная плата подлежит уплате только с даты начала фактического пользования арендуемым лесным участком (с 15.12.2009) не соответствует положениям Лесного кодекса РФ и условиям договора аренды лесного участка.
При этом отсутствие у арендатора в момент заключения договора Проекта освоения лесов, обязанность по получения которого возложена на ООО "Смоленское ЛХПО", не является недостатком переданного в аренду имущества. О необходимости представления Проекта освоения лесов и лесной декларации истцу было известно в момент заключения договора аренды (п. 3.3.1 договора), а доказательств наличия иных недостатков лесного участка, переданного в аренду, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.12.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А62-3595/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
А.Н. Маненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку условием заключенного договора аренды установлен механизм определения арендной платы, то отсутствие проекта освоения лесов, обязанность по получению которого лежала на истце, не может служить основанием для освобождения последнего от уплаты арендной платы.
При этом Лесной план Смоленской области утвержден Указом Губернатора Смоленской области от 30.12.2008 N 30, т.е. до государственной регистрации договора арены, в связи с чем данное обстоятельство не являлось препятствием для фактической реализации истцом прав арендатора лесного участка.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о невозможности использования арендованного лесного участка по вине ответчика, является правомерным.
Более того, согласно пункту 13 Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 N 529 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), неподача Лесной декларации в установленные сроки не освобождает лесопользователя от своевременного внесения арендной платы.
Расчет арендной платы произведен ответчиком на основании п. 2.2 договора, приложения N 4 к договору с учетом с индексации ставки платы за единицу объема древесины в соответствии с коэффициентами, установленными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
...
Довод заявителя жалобы о том, что арендная плата подлежит уплате только с даты начала фактического пользования арендуемым лесным участком (с 15.12.2009) не соответствует положениям Лесного кодекса РФ и условиям договора аренды лесного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 июня 2012 г. N Ф10-1769/12 по делу N А62-3595/2011