Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Маненкова А.Н. |
судей: |
Киселевой О.В. |
|
Солодовой Л.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: ОАО "Брянский арсенал" (ОГРН 1023202741847) |
Румянцева А.П. - представитель (доверенность N 01 от 26.01.2012) |
от ответчиков: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (ОГРН 1093254006317)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН1087746829994) |
Тадевосян В.О. - представитель (доверенность N 06-2023 от 03.04.12)
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области (судья Зенин Ф.Е.) от 15.11.2011 и на постановление Двадцатого арбитражного суда (Можеева Е.И.,Сентюрина И.Г., Рыжова Е.В.) от 20.02.2012 по делу N А09-5526/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Брянский арсенал" (далее - ОАО "Брянский арсенал"), г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее ТУ Росимущества в Брянской области), г. Брянск, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), г. Москва, об образовании из земельного участка с кадастровым номером 32:28:003 18 06:0043, общей площадью 42 269 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Калинина, д. 98, в результате его раздела:
- земельного участка с кадастровым номером 32:28:003 18 06:134, общей площадью 6 008 кв. м, с местоположением: г. Брянск, ул. Калинина, д. 98, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для подъездного железнодорожного пути;
- земельного участка с кадастровым номером 32:28:003 18 06:135, общей площадью 20 706 кв. м., с местоположением: г. Брянск, ул. Калинина, д. 98, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для подъездного железнодорожного пути;
- земельного участка с кадастровым номером 32:28:003 18 06:136, общей площадью 20 555 кв.м. с местоположением: г. Брянск, ул. Калинина, д. 98, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для использования подъездного железнодорожного пути.
Так же просил предоставить полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеназванные образуемые земельные участки.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.11.2011 исковые требования ОАО "Брянский арсенал" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного суда от 20.02.2012 решение оставлено без изменений.
Не согласившись с указанными судебными актами, считая их принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, ТУ Росимущества в Брянской области обратилось с кассационной жалобой, в которой было сказано, что решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, решения об образовании земельных участков из земельных участков принимается ТУ Росимущества в Брянской области на основании письменных поручений Росимущества. Документы, направленные в Росимущество, были возвращены. Решение Росимущества о разделе земельного участка отсутствует.
Заявитель жалобы считает, что применение к спорным правоотношениям положений части 5 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации является ошибочным, поскольку делегирование полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации юридическим и физическим лицам является правом государственного органа.
ТУ Росимущества в Брянской области просило отменить судебные акты, принятые по делу по делу N А09-5526/2011, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
ОАО "Брянский арсенал" в отзыве на кассационную жалобу настаивал на ранее изложенной правовой позиции, просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В кассационной инстанции в порядке статей 123, 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителей Росимущества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Представитель ТУ Росимущества в Брянской области и ОАО "Брянский арсенал" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций по кадастровому паспорту земельного участка от 29.04.2011 N 32/201/11-40068 Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 32:28:003 18 06:43, общей площадью 47 269 кв. м. (+/-76 кв.м.), расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Калинина, д. 98, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под использование железнодорожного пути.
На основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 21679 от 31.10.2002, заключенного между Брянской администрацией в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (арендодатель) и ОАО "Брянский арсенал" (арендатор), земельный участок с кадастровым номером 32:28:031806:0043, общей площадью 47 269 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Калинина, д. 98, предоставлен указанному обществу в аренду на срок с 01.06.2002 по 01.06.2044.
В границах участка располагаются объекты недвижимости, собственником которых является ОАО "Брянский арсенал", что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации прав.
ОАО "Брянский арсенал" обратилось в ТУ Росимущества в Брянской области с заявлением N 73 от 08.06.2011 о разделе земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:0043, общей площадью 47 269 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Калинина, д. 98, на три земельных участка: с кадастровым номером 32:28:003 18 06:134, общей площадью 6008 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0031806:135, общей площадью 20 706 кв. м, и с кадастровым номером 32:28:003 18 06:136, общей площадью 20 555 кв. м.
Письмом N 63 от 18.07.2011 ОАО "Брянский арсенал" вновь обратилось в Управление с просьбой сообщить о принятом решении по заявке N 73 от 08.06.2011. Ответ на письмо не был получен.
Ссылаясь на возникшую необходимость в разделе спорного земельного участка, поскольку в его границах находится часть береговой полосы, а также на отсутствие до настоящего времени решения уполномоченного органа, осуществляющего полномочия собственника спорного земельного участка, ОАО "Брянский арсенал" обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя требования ОАО "Брянский арсенал" суды исходили из того, что частями 1, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной норме, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Представленные от ОАО "Брянский арсенал" дополнительные доказательства - заключение отдела водных ресурсов по Брянской области от 29.10.2010 N 1147 подтверждали, что участок русла и береговая полоса р. Десна входят в состав земельного участка площадью 47 269 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Калинина, 98., а межевой план и схема расположения земельных участков определили границы и площади участков с выделением береговой полосы (водоохранной зоны). Таким образом, из представленных документов усматривается, что береговая полоса и водный фонд входят во вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 32:28:003 18 06:134.
Доказательства, опровергающие указанное обстоятельство, ТУ Росимущества в Брянской области в суды первой и апелляционной инстанций не были представлены.
Частью 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Суды правильно применили часть 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
При удовлетворении требований Арбитражный суд Брянской области и Двадцатый арбитражного апелляционный суда руководствовались Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, а также Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, и пришли к верному выводу о том, что соответствующие территориальные органы Росимущества наделены полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ.
В силу части 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в части 1 названной нормы, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных таких участков необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно части 5 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации РФ в решениях об образовании земельных участков, указанных в части 1 названной нормы, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя взысканию не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.11.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А09-5526/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий |
А.Н. Маненков |
Судьи |
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При удовлетворении требований Арбитражный суд Брянской области и Двадцатый арбитражного апелляционный суда руководствовались Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, а также Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, и пришли к верному выводу о том, что соответствующие территориальные органы Росимущества наделены полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ.
В силу части 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в части 1 названной нормы, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных таких участков необходимы следующие документы:
...
Согласно части 5 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации РФ в решениях об образовании земельных участков, указанных в части 1 названной нормы, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июля 2012 г. N Ф10-2021/12 по делу N А09-5526/2011