См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 марта 2012 г. N Ф10-943/12 по делу N А62-24/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от ООО "Флокс" (ОГРН 1046724305121, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Свердлова, д. 88, 215010) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН 1046758340507, г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8, 214025) от третьих лиц: |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Смоленский филиал (ОГРН 1027739346502, г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8, 214025) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флокс" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А62-24/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Флокс" (далее по тексту - ООО "Флокс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее также - Управление Росреестра по Смоленской области, Управление) о признании недостоверными сведений, содержащихся в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области, утвержденном Управлением Роснедвижимости по Смоленской области, в части, касающейся земельного участка площадью 11286 квадратных метров, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Свердлова, д. N 88, под зданием бывшего детского сада "Светлячок", с кадастровым номером: 67:03:0010123:0007 и обязании Управления инициировать процесс повторного определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с нормами существующего законодательства и внести данные сведения в Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области; взыскании с Управления в пользу ООО "Флокс" суммы уплаченной госпошлины в размере - 2 000 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.11.2011, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Общество просит его отменить, ссылаясь на то, что оценка всех имеющихся в материалах дела документов проведена не в полном объеме, суд второй инстанции проигнорировал безосновательное и незаконное решение арбитражного суда области, ввиду чего оспариваемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных ООО "Флокс" требований.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, указанные в жалобе, кассационная коллегия судей не нашла оснований для отмены принятых по настоящему спору судебных актов в силу следующего.
Как установлено судом, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 06.09.2005 N 841 Обществу предоставлен в собственность земельный участок площадью 11286 кв.м из категории земель поселений, расположенный по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Свердлова, д. 88, под зданием бывшего детского сада "Светлячок".
На основании указанного постановления между администрацией и ООО "Флокс" заключен договор купли-продажи указанного земельного участка от 09.09.2005 N 617, стоимость которого согласно акту установления цены составила 180801,72 руб.
27.10.2005 Обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на этот земельный участок.
Заявителем получен кадастровый план земельного участка от 21.04.2006 N 03/06-02-2633, в котором указано, что УПКЗС составляет 1963,68 руб./кв.м, кадастровая стоимость - 22 162 092,48 руб.
Постановлением администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 17.05.2006 N 465 изменен вид разрешенного использования принадлежащего Обществу земельного участка, а именно: вид разрешенного использования - под зданием бывшего детского сада "Светлячок", изменено на - под зданием предприятия по производству швейных изделий и для его эксплуатации.
22.05.2006 Обществу выдан кадастровый план земельного участка N 03/06-02-3447, из которого усматривается, что площадь земельного участка составляет 1 1286 кв.м, УПКЗС - 573,79 руб./кв.м, кадастровая стоимость - 6 475793, 94 руб.
В рамках реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007-2011 годы, утвержденной законом Смоленской области от 04.09.2007 N 89-з "О долгосрочной областной целевой Программе "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007-2011 годы" в 2007-2008 годах была проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области
Для реализации названной программы между Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (Заказчик) и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 29.06.20007 N 05-КОН на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заключило с ООО "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+" договор субподряда от 24.08.2007 N 05-КОН/1 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области.
Считая, что кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка превышает рыночную стоимость в 802 раза, а также увеличилась налогооблагаемая база, ООО "Флокс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, учитывая следующее.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В пункте 3 статьи 66 Кодекса указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Из материалов дела видно, что постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области.
Данное постановление опубликовано в официальных изданиях.
Пунктом 1 названного постановления утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области согласно приложению N 1; пунктом 2 - средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области согласно приложению N 2.
Решениями Смоленского областного суда от 12.02.2010 и 04.02.2010 Приложения N 1 и N 2 к упомянутому постановлению администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 не признаны недействующими. Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2010 названные решения оставлены без изменения.
Судами принято во внимание, что Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и Общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из материалов дела усматривается, что целью заявленных Обществом требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:03:0010123:0007 на его рыночную стоимость.
Между тем Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/11 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков была изменена и определена практика применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Суд первой инстанции в определении от 06.09.2011 предложил заявителю уточнить заявленные требования и представить правовое и документальное обоснование своих доводов с учетом указанного Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11.
Вместе с тем, Общество заменило лишь формулировку заявленных требований, указав, что просит признать недостоверными сведения вместо ранее заявленных требований о признании недействительной информации, и не представило дополнительных доказательств своих доводов с учетом правовой позиции ВАС РФ, сообщив суду, что все имеющиеся доказательства по делу им представлены и иных доказательств не будет.
При этом Отчет об оценке рыночной стоимости принадлежащего заявителю земельного участка суду не представлен, ходатайств о назначении экспертизы с целью оценки земельного участка не заявлено.
При таких обстоятельствах суды пришел к правильному выводу о том, что в силу требований положений ст. 65 АПК РФ ООО "Флокс" не представлено доказательств недостоверности сведений, положенных в основу кадастровой оценки земельного участка.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств и существа спора суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
Доводы, указанные в жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая оценка.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Поскольку заявитель кассационной жалобы оспаривает только постановление апелляционного суда по настоящему делу, которым оставлено без изменения решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.11.2011, кассационная коллегия судей находит, что Обществом фактически обжалуются оба судебных акта, поэтому исходя из указанного оставляет без изменения как решение суда первой инстанции, так и постановление апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.11.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 по делу N А62-24/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела усматривается, что целью заявленных Обществом требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:03:0010123:0007 на его рыночную стоимость.
Между тем Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/11 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков была изменена и определена практика применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Суд первой инстанции в определении от 06.09.2011 предложил заявителю уточнить заявленные требования и представить правовое и документальное обоснование своих доводов с учетом указанного Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 июня 2012 г. N Ф10-943/12 по делу N А62-24/2011