Резолютивная часть постановления изготовлена 10.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ахромкиной Т.Ф. |
|
судей: |
Андреева А.В. |
|
|
Козеевой Е.М. |
|
|
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
|
|
от лиц, участвующих в деле: |
не явились, извещены надлежаще. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФНС России в лице МИФНС России N 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 по делу N А14-6290/2011,
УСТАНОВИЛ:
ФНС России в лице МИФНС России N 12 по Воронежской области обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском о ликвидации ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи" архитектурно-историческая реконструкция с возложением обязанностей по ликвидации на учредителя - Логачева Александра Дмитриевича.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС России в лице МИФНС России N 12 по Воронежской области просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного заседания, в суд округа не явились. ФНС России ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области, в связи со следующим.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция было зарегистрировано 15.06.2011 на основании поступившего в регистрирующий орган решения Арбитражного суда Воронежской области от 08.06.2011 по делу N А14-1938/2011, согласно следующим представленным документам: заявления по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании; квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.; устава ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция; решения единственного участника ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция N 1 от 04.01.2011.
Вышеназванные документы были представлены заявителем Логачевым А.Д. в регистрирующий орган, о чем свидетельствует расписка, входящий номер 1776А от 01.02.2011.
По мнению уполномоченного органа, 01.02.2011 Логачевым А.Д. в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения о месте нахождения вновь создаваемого юридического лица, адреса места жительства руководителя и учредителя Логачева А.Д., а также иные нарушения законов и иных правовых актов, в связи с чем, регистрирующим органом предпринята попытка предотвращения нарушения законодательства, путем принятия решения об отказе в государственной регистрации ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.06.2011 отменено решение МИФНС России N 12 по Воронежской области от 08.02.2011 об отказе в государственной регистрации ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция.
Не согласившись с государственной регистрацией юридического лица ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция, осуществленной на основании решения суда, и ссылаясь на допущенные, по мнению уполномоченного органа, грубые нарушения закона и иных правовых актов при регистрации указанного юридического лица, истец в соответствии с положениями ст.ст. 49, 61, 66 ГК РФ, Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих нахождение имущественного комплекса имение "Рамонь", подаренного Императором России Александром II своей племяннице, светлейшей княгине Евгении Романовой, состоящего из объектов указанных в п.п. А, Б, В, Г, Д п. 1.4. устава, в федеральной либо муниципальной собственности, либо иных документов, подтверждающих наличие у указанного имущества законного владельца, не представлено доказательств, опровергающих принадлежность указанного имущественного комплекса кому-либо из соответчиков, а также доказательств, должным образом свидетельствующих о наличии достаточных данных для ликвидации ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, а также не доказано наличие неустранимых нарушений при создании общества.
Суд кассационной инстанции не может признать данные выводы судов достаточно обоснованными, сделанными с учетом установления и оценки всех существенных для данного спора обстоятельств.
В п. 1.4 Устава ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция указано, что в состав Общества входит имение "Рамонь", подаренное Императором России Александром II своей племяннице, светлейшей княгине Евгении Романовой, состоящего из объектов указанных в п.п. А, Б, В, Г, Д п. 1.4. Устава. Данный пункт Устава Общества содержит также перечень объектов, входящих в имущественный комплекс.
Однако, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не дал оценки письму Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 31.01.2012 N 10-780 (т. 2 л.д. 53-54).
ФНС России в лице МИФНС России N 12 по Воронежской области в суд апелляционной инстанции было представлено письмо Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, которому Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом не дано оценки.
Из данного письма усматривается следующее.
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 18.04.1994 N 510 "О мерах по сохранению историко-культурного наследия Воронежской области" "Комплекс Ольденбургских" является объектом культурного наследия регионального значения (перечень объектов, входящих в комплекс прилагается).
Распоряжением правительства Воронежской области от 15.04.2011 N 230-р создана рабочая группа по разработке концепции инвестиционного проекта "Комплекс Ольденбургских".
Для реализации указанного выше инвестиционного проекта с развитием туристско-рекреационной зоны осуществляются мероприятия по формированию в собственности Воронежской области единого земельного участка.
В настоящее время в собственность области оформлен земельный участок под объектами культурного наследия "Комплекс Ольденбургских" общей площадью 21 000 кв.м. Кроме того, Советами народных депутатов Рамонского муниципального района и Рамонского городского поселения приняты решения о передаче в собственность области еще 3 земельных участков общей площадью более 34 000 кв.м.
Собственность области зарегистрирована также и на объекты недвижимости, являющиеся объектами культурного наследия: дворец принцессы Ольденбургской, ворота с 2 башнями, мостик, парковая лестница. Остальные объекты культурного наследия, за исключением 6 зданий Сахарного завода, принадлежащих ООО "Продимекс-Холдинг", находятся в собственности Рамонского городского поселения или Рамонского муниципального района и также будут переданы в областную собственность после проведения мероприятий по расселению жильцов.
Объекты культурного наследия Комплекса Ольденбургских, принадлежащие Воронежской области, закреплены на праве оперативного управления за АУК Воронежской области "Государственная инспекция историко-культурного наследия".
Для осуществления охраны и проведения культурно-просветительских мероприятий в рамках популяризации объекта культурного наследия "Комплекс Ольденбургских" с согласия департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области объекты переданы по договору безвозмездного пользования Некоммерческой организации "Фонд поддержки культурного наследия Воронежской области".
Иных договоров на право пользования объектами культурного наследия "Комплекс Ольденбургских" Воронежской областью не заключалось.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что согласно ст. 26 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон "О музеях") музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
В соответствии со ст. 26.1 Закона "О музеях" музей-заповедник - музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.
Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности. Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов.
В материалах настоящего дела отсутствуют документы, подтверждающие предоставление ответчику земельных участков с расположенным на них имущественным комплексом имение "Рамонь", подаренного Императором России Александром II своей племяннице, светлейшей княгине Евгении Романовой, состоящего из объектов указанных в п.п. А, Б, В, Г, Д п. 1.4. устава.
Отмеченные недостатки, допущенные судами при принятии судебных актов, по мнению кассационной инстанции, являются существенными, и только в случае их устранения может быть принято по делу законное и обоснованное решение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства сторон в обоснование своей позиции, в случае необходимости предложить представить дополнительные доказательства. С учетом полученных и исследованных надлежащим образом доказательств, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 по делу N А14-6290/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Ф. Ахромкина |
Судьи |
А.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих нахождение имущественного комплекса имение "Рамонь", подаренного Императором России Александром II своей племяннице, светлейшей княгине Евгении Романовой, состоящего из объектов указанных в п.п. А, Б, В, Г, Д п. 1.4. устава, в федеральной либо муниципальной собственности, либо иных документов, подтверждающих наличие у указанного имущества законного владельца, не представлено доказательств, опровергающих принадлежность указанного имущественного комплекса кому-либо из соответчиков, а также доказательств, должным образом свидетельствующих о наличии достаточных данных для ликвидации ООО Ландшафтный музей-заповедник "Имение "Рамонь" императорской семьи"/архитектурно-историческая реконструкция по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, а также не доказано наличие неустранимых нарушений при создании общества.
...
Распоряжением правительства Воронежской области от 15.04.2011 N 230-р создана рабочая группа по разработке концепции инвестиционного проекта "Комплекс Ольденбургских".
...
Для осуществления охраны и проведения культурно-просветительских мероприятий в рамках популяризации объекта культурного наследия "Комплекс Ольденбургских" с согласия департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области объекты переданы по договору безвозмездного пользования Некоммерческой организации "Фонд поддержки культурного наследия Воронежской области".
Иных договоров на право пользования объектами культурного наследия "Комплекс Ольденбургских" Воронежской областью не заключалось.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что согласно ст. 26 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон "О музеях") музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
В соответствии со ст. 26.1 Закона "О музеях" музей-заповедник - музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 июля 2012 г. N Ф10-1913/12 по делу N А14-6290/2011