Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей: |
Радюгиной Е.А. |
|
Чаусовой Е.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакаевым В.Н.
Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Тульской области - ст. специалист Самищев В.С.; от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Бакаев В.Н.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание установлены судьей Арбитражного суда Тульской области Петрухиной Н.В. | |
При участии в заседании: |
|
от ОВО Межмуниципального отдела МВД России "Богородицкий" 301832, Тульская область, г. Богородицк, ул. 10 Армии, д. 11 ОГРН 1027102671254 |
Гуреевой Е.Л. - представителя, дов. от 15.05.2012 б/н |
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Тульской области 301608, Тульская область, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 10а ОГРН 1047103260005 |
Лариной Е.В. - представителя, дов. от 28.03.2012 N 02-22 |
от Управления ФНС России по Тульской области 300041, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 66 ОГРН 1047101138105 |
Дроновой О.И. - представителя, дов. от 20.12.2010 N 01-42/136 |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области кассационную жалобу ОВО Межмуниципального отдела МВД России "Богородицкий" на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.03.2012 (судья Коновалова О.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 (судьи Еремичева Н.В., Игнашина Г.Д., Стаханова В.Н.) по делу N А68-12726/2011,
УСТАНОВИЛ:
Отдел вневедомственной охраны Межмуниципального Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Богородицкий" (далее - Отдел, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Тульской области (далее - Инспекция) N 07-41 от 16.08.2011 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.03.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Инспекции N 07-41 от 16.08.2011 в части привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ к штрафу в размере 667 875, 3 руб.
В остальном в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Отдел обратился с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управление просят кассационную коллегию отказать в её удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на неё, выслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, кассационная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Государственного учреждения Российской Федерации ОВО при ОВД по МО Богородицкий район по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 30.04.2011, по результатам которой составлен акт N 16 от 11.07.2011 и принято решение N 07-41 от 16.08.2011.
Названным решением, оставленным без изменения Управлением ФНС России по Тульской области (решение N 193 от 01.12.2011) Отдел привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 673 875, 30 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций в сумме 6 738 753 руб., а также начислены пени за его несвоевременную уплату в сумме 1 370 611, 92 руб.
Основанием для указанных доначислений послужил вывод Инспекции о том, что полученные Отделом в 2008-2010 г.г. доходы по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, в силу ст.ст. 39, 249 НК РФ являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой заявителем кассационной жалобы части, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Положениями ст. 248 НК РФ предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.
В силу п.п. 1, 2 ст. 249 НК РФ в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).
Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 НК РФ (п. 3 ст. 249 НК РФ).
В частности особенности ведения налогового учета, исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 НК РФ, действовавшей до 01.01.2011.
Пунктом 1 ст. 321.1 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях гл. 25 НК РФ иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Ранее ст. 35 Закона РФ N 1026-1 от 18.04.1991 "О милиции" предусматривалось финансирование милиции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансировались за счет средств, поступающих на основе договоров.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 589 от 14.08.1992, предусматривалось, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе МВД РФ.
Однако, п. 8 ст. 1 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 из ст. 35 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров, исключены.
Постановлением Правительства РФ N 489 от 04.08.2005 из Положения N 589 от 14.08.1992 о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации также исключены:
пункт 10, предусматривающий осуществление вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержания за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
пункт 11, устанавливающий формирование фонда оплаты труда работников вневедомственной охраны в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников.
В соответствии с действующей редакцией п. 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В ст. 6 Федеральных законов N 198-ФЗ от 24.07.2007 "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", N 204-ФЗ от 24.11.2008 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", N 308-ФЗ от 02.12.2009 "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Исходя из содержания указанных норм, суд пришел к правильному выводу о наличии у подразделений вневедомственной охраны обязанности уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в установленном законодательством о налогах и сборах порядке до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Отдел оказал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества в 2008 году на сумму 9 764 078,97 руб., в 2009 году на сумму 10 252 116,13 руб., в 2010 году на сумму 11 724 754, 61 руб.
Средства от приносящей доход деятельности поступали и учитывались на лицевом счете, открытом в Отделении по Богородицкому району УФК по Тульской области, а также на бюджетном счете по внутриведомственным расчетам по средствам, полученным от приносящей доход деятельности по договорам, которые заключало ГУ РФ - "Управление вневедомственной охраны РФ Управление внутренних дел по Тульской области" с филиалами, у которых вышестоящая организация находится в г. Тула, но услуги по которым оказывало ГУ РФ - "Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по муниципальному образованию "Богородицкий район".
Расходов, производимых налогоплательщиком за счет средств от приносящей доход деятельности, в счет возмещения убытков, в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, а также прочих расходов, производимых за счет внебюджетных источников, в проверяемых периодах судом не установлено.
При этом суд обоснованно указал, что расходы, понесенные Отделом в рамках использования бюджетных средств, не могут учитываться при определении налогооблагаемой прибыли, поскольку для налогоплательщика законом предусмотрено целевое финансирование из бюджета на обеспечение деятельности подразделений вневедомственной охраны.
При изложенных обстоятельствах средства, полученные Отделом в рамках договоров по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль бюджетных учреждений.
Правильность произведенного Инспекцией и принятого судом расчета налоговых обязательств Отдела по налогу на прибыль организаций за 2008-2010 г.г. налогоплательщиком не оспаривается.
Таким образом, у Инспекции имелись правовые основания для доначисления Отделу налога на прибыль организаций в сумме 6 738 753 руб., а также соответствующих сумм пени.
Доводы налогоплательщика, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к их переоценке, что в силу ст. 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 05.03.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 по делу N А68-12726/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОВО Межмуниципального отдела МВД России "Богородицкий" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ст. 6 Федеральных законов N 198-ФЗ от 24.07.2007 "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", N 204-ФЗ от 24.11.2008 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", N 308-ФЗ от 02.12.2009 "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Исходя из содержания указанных норм, суд пришел к правильному выводу о наличии у подразделений вневедомственной охраны обязанности уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в установленном законодательством о налогах и сборах порядке до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 июля 2012 г. N Ф10-2311/12 по делу N А68-12726/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12826/12
19.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12826/12
26.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2311/12
05.05.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1756/12