Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей: |
Радюгиной Е.А. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Патронус" 121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 57, оф. 433 ОГРН 1097746810831 |
Ампилогова И.В. - представителя, дов. от 08.06.2012 б/н |
от Брянской таможни 241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 41 ОГРН 1023202738558 |
Акуленко Н.М. - представителя, дов. от 30.12.2011 N 03-62/42; Голеницкого Д.А. - представителя, дов. от 30.12.2011 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2012 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А09-7246/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Патронус" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решения Брянской таможни N 10102000-20-12/000002 от 23.06.2011 и требования от 29.06.2011 об изменении страны происхождения товара по декларации на товары N 10102032/200611/0009744, а также решения Брянской таможни N 10102000-29-12/000001 от 23.06.2011 и требования от 29.06.2011 об изменении страны происхождения товара по декларации на товары N 10102032/200611/0009757 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2012 заявление удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Брянская таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит кассационную коллегию отказать в её удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, между Обществом (Покупатель) и Balterio s.r.o. (Продавец) заключен контракт купли-продажи N 0002010998700109 от 01.09.2010, во исполнение которого таможенным представителем - ЗАО "РОСТЭК-Брянск" (по договору брокера N 0290/00-11(010) от 18.012.2010) в Брянскую таможню подана электронная ДТ N 10102032/200611/0009744 на товар - плиты древесноволокнистые (HDF) сухого прессования, плотностью более 0,85 г/куб.см, всего 2406 пачек, код ОКП 536740, вес брутто с поддонами - 41 837, 40 кг, изготовитель: "BALTERIO S.R.O.", товарный знак: BALTERIO и ДТ N 10102032/200611/0009757 на товар - плиты древесноволокнистые (HDF) сухого прессования, плотностью более 0,85 г/куб.см, всего 1400 пачек, код ОКП 536740, вес брутто с поддонами - 211600 кг, изготовитель: "BALTERIO S.R.O.", товарный знак: BALTERIO.
Отправителем товара является фирма BALTERIO S.R.O., 76001, Злин Руми, 1598, Чешская Республика. В графе 10 ДТ N 10102032/200611/0009744 и N 10102032/200611/0009757 декларантом указаны страна происхождения товара - Чешская Республика (CZ), в графе 34 названных ДТ проставлен код, соответствующий стране - Чешской Республике.
В ходе проведения таможенного досмотра таможенным органом установлено, что при отрывании с торца упаковки бумажных этикеток с надписью "BALTERIO" обнаружены этикетки с маркировками о стране происхождения, артикуле, наименовании товара, а именно: "Made in Belgium", выполненные фабричным способом на каждой упаковке. В каждой упаковке ламината под термоусадочной пленкой, целостность которой не нарушена, имеются вкладыши, содержащие надписи на русском языке "произведено компанией BALTERIO, Бельгия". На торце каждой картонной коробки имелась выполненная типографским способом надпись "Made in Belgium".
Полагая, что страной происхождения товара является Бельгия, Брянская таможня приняла решения от 23.06.2011 об изменении страны происхождения товара N N 10102000-20-12/000001 и 10102000-20-12/000002.
В дальнейшем таможенный орган вынес требования об изменении страны происхождения товара от 29.06.2011 по ДТ N N 10102032/200611/0009744 и 10102032/200611/0009757.
Таможенным представителем получено электронное уведомление о необходимости внесения изменений в графы 16, 34 ДТ, а именно: изменить страну происхождения товара с (CZ) Чешской Республики на (BF) Бельгию. ЗАО "РОСТЭК-Брянск" не информировало об этом Общество.
Товар был выпущен таможней под обеспечение уплаты таможенных платежей по ДТ N 10102032/200611/0009744 - 29.06.2011, по ДТ N 10102032/200611/0009757 - 30.06.2011.
Полагая, что принятые Брянской таможней решения и требования об изменении страны происхождения товара являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 179, ст. 181 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом; при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).
Согласно п. 1 ст. 36 Закона РФ N 5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации, под которыми для целей настоящей статьи понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
На основании ч. 2 ст. 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (ч. 1 ст. 58 ТК ТС).
Частью 2 ст. 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (ч. 1 ст. 61 ТК ТС).
В соответствии со ст. 62 ТК ТС при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В силу п. 3 ст. 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно ч. 4 ст. 110 Закона N 311-ФЗ при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования, могут быть недостоверными либо должным образом не подтвержденными, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В рамках проведения дополнительной проверки таможенным органом могут быть запрошены дополнительные документы и сведения. Проведение дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии уплаты таможенных пошлин, налогов либо обеспечения их уплаты в соответствии со ст. 63 ТК ТС.
Анализируя положения вышеназванных норм таможенного законодательства, суд обоснованно указал, что в случае возникновения у таможенного органа сомнений в достоверности сведений о стране происхождения товара, ввозимого на территорию Российской Федерации, указанных декларантом, таможенный орган проводит дополнительную проверку, в ходе которой он обращается к уполномоченным органам и организациям, истребует соответствующие документы, в целях устранения таких противоречий и установления действительной страны происхождения товара.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом осуществлен ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товара - плиты древесноволокнистые (HDF) сухого прессования, плотностью более 0,85 г/куб.см, изготовитель: "BALTERIO S.R.O.", товарный знак: BALTERIO по ДТ N 10102032/200611/0009744 и N 10102032/200611/0009757.
В графе 10 ДТ N N 10102032/200611/0009744 и 10102032/200611/0009757 декларантом указаны страна происхождения товара - Чешская Республика (CZ), в графе 34 названных ДТ проставлен код, соответствующий стране - Чешской Республике.
В подтверждение информации о стране происхождения везенного Обществом товара к названным ДТ приложены сертификаты происхождения товара N 34926 и N 34927, а также письмо производителя товара от 15.06.2011.
В графе 1 названных сертификатов указано: BALTERIO, s.r.o., Rumy 1598, 76001 Zlin, Czrch Republic, EU, в графе 2: PATRONUS Ltd., в графе 3: "EUROPEAN COMMUNITY" (Европейский союз), в графе 5: Invoice No. B1100128, Invoice No. B1100129.
Из инвойсов N B1100128 и N B1100129 усматривается, что страной происхождения товаров является Чешская Республика, производитель - BALTERIO, s.r.o.
Согласно письму производителя товара - BALTERIO, s.r.o., Rumy 1598, 76001 Zlin, Czrch Republic от 15.06.2011 весь ламинат изготавливается на оборудовании, доставленном из Бельгии, и маркировка производится по программе, установленной на этом оборудовании головным предприятием. Внесение изменений в программу по маркировке на данный момент не представлялось возможным, поэтому в настоящее время производитель вынужден использовать старую упаковочную машину, маркирующую продукцию "Made in Belgium" с последующей перемаркировкой "Made in Czech Republic".
Также в подтверждение страны происхождения товара представлены: экспортные декларации Чешской Республики, контракт купли-продажи от 01.09.2010 N 0002010998700109, Приложения N 1 и 2 к данному контракту, прайс-лист BALTERIO, s.r.o., паспорт сделки, декларация соответствия, сертификат соответствия, лицензионное соглашение N 0023020100819-008.
Оценив представленные в деле доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о документальной подтвержденности сведений о стране происхождения ввезенного Обществом товара - Чешской Республике.
Осуществив контроль правильности определения страны происхождения товаров, и обнаружив признаки того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными (не подтвержденными), Брянская таможня приняла решения от 23.06.2011 об изменении страны происхождения товара N N 10102000-20-12/000001, 10102000-20-12/000002 и вынесла соответствующие требования об изменении страны происхождения товара.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом, в нарушение вышеназванных норм таможенного законодательства дополнительные проверочные мероприятия, включающие в себя, в частности, осуществление запросов с целью представления дополнительных документов и сведений у декларанта и уполномоченных органов, Брянской таможней не производились, а оспариваемые решения об изменении страны происхождения товара приняты в результате проведения таможенного досмотра (осмотра).
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительными оспариваемые решения и требования об изменении страны происхождения товара по ДТ N N 10102032/200611/0009744 и 10102032/200611/0009757.
Довод о том что, принятыми решениями никоим образом не нарушаются права и законные интересы Общества и на него не возлагаются дополнительные обязанности, не нашел своего подтверждения. Так согласно пояснениям представителей таможенного органа и Общества, в случае невыполнения указаний изложенных в требованиях, Общество могло быть привлечено к административной ответственности. Также Общество могло нести ответственность за представленные недостоверные сертификаты соответствия товара и сертификаты происхождения товара.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Брянской таможни в ходе разрешения спора по существу судом первой инстанции, а также при рассмотрении апелляционной жалобы таможенного органа и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ у кассационной коллегии отсутствуют.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 по делу N А09-7246/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Брянской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 4 ст. 110 Закона N 311-ФЗ при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования, могут быть недостоверными либо должным образом не подтвержденными, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В рамках проведения дополнительной проверки таможенным органом могут быть запрошены дополнительные документы и сведения. Проведение дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии уплаты таможенных пошлин, налогов либо обеспечения их уплаты в соответствии со ст. 63 ТК ТС.
Анализируя положения вышеназванных норм таможенного законодательства, суд обоснованно указал, что в случае возникновения у таможенного органа сомнений в достоверности сведений о стране происхождения товара, ввозимого на территорию Российской Федерации, указанных декларантом, таможенный орган проводит дополнительную проверку, в ходе которой он обращается к уполномоченным органам и организациям, истребует соответствующие документы, в целях устранения таких противоречий и установления действительной страны происхождения товара.
...
Осуществив контроль правильности определения страны происхождения товаров, и обнаружив признаки того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными (не подтвержденными), Брянская таможня приняла решения от 23.06.2011 об изменении страны происхождения товара N N 10102000-20-12/000001, 10102000-20-12/000002 и вынесла соответствующие требования об изменении страны происхождения товара.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом, в нарушение вышеназванных норм таможенного законодательства дополнительные проверочные мероприятия, включающие в себя, в частности, осуществление запросов с целью представления дополнительных документов и сведений у декларанта и уполномоченных органов, Брянской таможней не производились, а оспариваемые решения об изменении страны происхождения товара приняты в результате проведения таможенного досмотра (осмотра)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 августа 2012 г. N Ф10-2570/12 по делу N А09-7246/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3316/13
14.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16071/12
07.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2570/12
25.04.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1247/12
30.01.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7246/11