Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Леоновой Л.В. |
Судей: |
Маненкова А.Н. Солодовой Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от истца: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области ОГРН 1066829046844, г. Тамбов
от ответчиков: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ОГРН 1096829003974, г. Тамбов, администрация Знаменского района Тамбовской области ОГРН 1026801013601, Тамбовская обл., Знаменский р-он, р.п. Знаменка
от третьих лиц: ТОГУК "Центр историко-культурного наследия Тамбовской области", ОГРН 1036888177776, г. Тамбов ТОГСУСО "Сухотинский психоневрологический интернат", ОГРН 1026801014767, Тамбовская обл., Знаменский р-он, с. Сухотинка, Тамбовская епархия Русской Православной Церкви |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу N А64-8205/2011,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области и администрации Знаменского района Тамбовской области о признании права собственности на Дом настоятеля инвентарный номер 330/Б/53, Литера Б, общая площадь 207,1 кв.м., Келейный корпус N 2, инвентарный номер 330/В,в/53, Литера В,в общая площадь 666,3 кв.м., трапезную (домовая церковь), инвентарный номер 330/Г,г-г4/53, Литера Г, г, г1, г2, г3, г4 общая площадь 1607,3 кв.м., Дом привратника инвентарный номер 330/Д.Д1/53, Литера Д, Д1, общая площадь 337,4 кв.м., расположенные по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, с. Сухотинка (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТОГУК "Центр историко-культурного наследия Тамбовской области", ТОГСУСО "Сухотинский психоневрологический интернат", Тамбовская епархия Русской Православной Церкви, о признании права собственности, г. Тамбов.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2012 (судья Соловьева О.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 (судьи Федоров В.И., Поротиков А.И., Мокроусова Л.М.), исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ТУ Росимущества в Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда области и постановление апелляционного суда отменить, в иске отказать.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция считает, что оспариваемые судебные акты необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами обеих инстанций установлено, что по согласованию с Министерством культуры РФ от 09.03.1992 N 14-22-уе объект культурного наследия "Знаменский Сухотинский монастырь" поставлен на государственную охрану как памятник местного значения.
28.12.2000 указанный объект включен в реестр областного имущества, реестровый номер N 06800158.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" объект отнесен к памятникам регионального значения.
На основании постановления администрации Тамбовской области от 22.03.2004 N 191 объект передан в оперативное управление государственному учреждению "Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области" (в настоящее время ТОГУК "Центр историко-культурного наследия Тамбовской области").
Правомерность принятия администрацией Тамбовской области постановления N 191 от 22.03.2004 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2005 по делу N А64-2197/04-10, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.08.2005. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ отказано о пересмотре этих судебных актов в порядке надзора.
ТОГУК "Центр историко-культурного наследия Тамбовской области" является областным государственным учреждением, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры, в области сохранения, использования и популяризации объектов историко-культурного наследия, что подтверждено положениями Устава, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 14.11.2006 N 1273.
В силу ст. 24 Закона Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-з "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" в оперативное управление областного государственного учреждения может быть передано только областное имущество, которое соответствует цели, предмету и видам деятельности учреждения.
Указывая на то, что произвести государственную регистрацию права собственности на спорный объект в установленном законом порядке не представляется возможным, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Признавая право государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорные объекты недвижимого имущества, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу ст. 39 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре" и пп. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области культуры.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 3 р. 1 Приложения N 1 названного Постановления исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Поскольку спорные объекты в период разграничения государственной собственности не находился в ведении предприятий, учреждений или иных организаций, относящихся к федеральной собственности, и отнесены к памятникам регионального значения, суд верно указал на то, что они не относится к объектам, указанным в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991.
Учитывая вышеуказанные нормы права, представленные в дело доказательства, суд обоснованно сделал вывод о том, что памятник истории и культуры регионального значения должен относиться к собственности субъекта Российской Федерации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что спорные объекты до момента определения соответствующего собственника относятся к федеральной собственности и должны передаваться в государственную собственность субъекта Российской Федерации на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, с учетом установленных судами первой и апелляционной инстанций вышеуказанных обстоятельств дела.
Так как материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в оспариваемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, оснований для их отмены по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу N А64-8205/2011, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
А.Н. Маненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 3 р. 1 Приложения N 1 названного Постановления исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Поскольку спорные объекты в период разграничения государственной собственности не находился в ведении предприятий, учреждений или иных организаций, относящихся к федеральной собственности, и отнесены к памятникам регионального значения, суд верно указал на то, что они не относится к объектам, указанным в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 августа 2012 г. N Ф10-2695/12 по делу N А64-8205/2011