Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 08.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Панченко С.Ю. |
При участии в заседании: |
|
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, 214008) |
Головко О.В. - представителя (дов. от 26.04.2012 N 017, сроком до 31.12.2012), |
От индивидуального предпринимателя Волкова С.В. (ОГРН 307673123500091, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 81, кв. 73, 214013) |
Витюкова П.А. - представителя (дов. от 19.12.2011 б/н, сроком на три года);
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.01.2012 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 (судьи Игнашина Г.Д., Полынкина Н.А., Дорошкова А.Г.) по делу N А62-5308/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Волков Сергей Викторович (далее ИП Волков С.В., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент), изложенного в письме от 07.10.2011 N 154981/08, об отказе в предоставлении земельного участка площадью 3372 кв.м., расположенного в городе Смоленске напротив дома N 86 по улице Попова, для размещения автостоянки.
Для восстановления нарушенного права оспариваемым решением заявитель просил суд принять решение об обязании Департамента направить соответствующие документы в администрацию города Смоленска для решения вопроса о выборе испрашиваемого земельного участка.
Решением арбитражного суда от 20.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций как несоответствующие нормам материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 02.03.2010 N 384 ИП Волкову С.В. предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 4527 кв.м. с кадастровым номером 67:27:0031447:152, расположенный в городе Смоленске по улице Попова, для размещения и эксплуатации автостоянки.
Арендодатель 14.07.2011 направил в адрес арендатора уведомление о прекращении арендных отношений по сделке об аренде вышеуказанного земельного участка.
ИП Волков С.В. 19.08.2011 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 3372 кв.м. для размещения автостоянки, сформировав его за счет территории земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031447:152.
Письмом от 07.10.2011 N 15498/08 уполномоченным органом отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотивам наличия арендных отношений по состоянию на указанную дату, возникших на основании ранее заключенной сделки по передаче ИП Волкову С.В. в аренду земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031447:152.
Не согласившись с указанным решением Департамента, ИП Волков С.В. обжаловал его в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как следует из материалов дела, порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе герое Смоленске утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.
В соответствии с указанным Порядком при осуществлении процедуры предоставления предварительно не сформированного земельного участка для целей, не связанных со строительством, к числу первоначальных действий относится решение органом местного самоуправления вопроса о возможности формирования и расположения испрашиваемого земельного участка на заявленной заинтересованным лицом территории.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеизложенных требований Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области принято решение об отказе ИП Волкову С.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения процедуры выбора этого участка.
Уполномоченный орган, не согласившись с принятыми по настоящему делу судебными актами считает, что процедуру выбора спорного земельного участка провести не представлялось возможным, так как та часть территории, за счет которой должен был формироваться испрашиваемый участок, находилась в аренде у самого ИП Волкова С.В. в составе земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031447:152.
Доводы Департамента в этой части не имеют правового значения для разрешения настоящего спора и подлежат отклонению в связи со следующим.
Как указано выше, в соответствии с действующим законодательством решение вопроса о возможности формирования земельного участка на предполагаемой территории в целях предоставления такого участка заинтересованному лицу отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.
Кроме того, действие договора аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031447:152 истекало 04.11.2011, сведения об указанном участке, в том числе и о его границах, носили временный характер, а поэтому проведение процедуры возможности выбора на этой территории испрашиваемого земельного участка не влекло за собой нарушения чьих-либо прав и законных интересов.
Доводы Департамента о нарушении обжалуемыми судебными актами прав физических лиц также подававших заявления о приобретении прав на земельный участок, расположенный на спорной территории, в целях жилищного строительства, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом не представлены суду какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что на дату возникновения спорных правоотношений имелось обращение в Администрацию города Смоленска о выборе земельного участка по улице Попова в городе Смоленске для целей жилищного строительства.
Кроме того, обжалуемые судебные акты не содержат требований о распоряжении земельным участком и направлены лишь на восстановление нарушенного права, связанного с непроведением процедуры выбора земельного участка по заявлению ИП Волкова С.В.
При осуществлении процедуры выбора испрашиваемого земельного участка в обязанности органа местного самоуправления входит соблюдение, в том числе требований градостроительного и земельного законодательства.
Решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть обжаловано в суд.
При таких обстоятельствах спора действия Департамента, связанные с отказом ИП Волкову С.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка без осуществления процедуры выбора этого участка на заявленной территории, суд обоснованно признал незаконными.
Остальные доводы уполномоченного органа также подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании вышеназванных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.01.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 по настоящему делу отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.01.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 по делу N А62-5308/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе герое Смоленске утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.
...
При осуществлении процедуры выбора испрашиваемого земельного участка в обязанности органа местного самоуправления входит соблюдение, в том числе требований градостроительного и земельного законодательства.
Решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть обжаловано в суд.
При таких обстоятельствах спора действия Департамента, связанные с отказом ИП Волкову С.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка без осуществления процедуры выбора этого участка на заявленной территории, суд обоснованно признал незаконными.
Остальные доводы уполномоченного органа также подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании вышеназванных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.01.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 по настоящему делу отмене или изменению не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 августа 2012 г. N Ф10-2351/12 по делу N А62-5308/2011