г. Тула |
|
09 апреля 2012 г. |
Дело N А62-5308/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Полынкиной Н.А., Дорошковой А.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косаревой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.01.2012 по делу N А62-5308/2011 (судья Бажанова Е.Г.), принятое
по заявлению ИП Волкова С.В. (214013, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 81, кв. 73, ОГРН 307673123500091, ИНН 673008486100)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526),
3-и лица: администрация г. Смоленска, Маковей Елена Владимировна, Моховая Зоя Петровна, Докучаева Валентина Андреевна,
о признании незаконным решения и о понуждении восстановить нарушенное право,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
то третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Волков Сергей Викторович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 07.10.2011 N 154981/08 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 3372 кв.м, расположенного в г. Смоленске напротив дома N 86 по ул. Попова, для размещения автостоянки и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенное право заявителя путем направления его заявления о выборе земельного участка с соответствующими документами в администрацию города Смоленска.
Решением суда первой инстанции от 20.01.2012 требования Предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, ошибочное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Предприниматель 19.08.2011 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 3372 кв.м по ул. Попова в г. Смоленске напротив дома N 86 для размещения на нем автостоянки. Земельный участок испрашивался для приобретения в аренду сроком на 5 лет.
В письме от 09.09.2011 N 14224/08 Департамент указал, что из представленных Предпринимателем схем расположения земельных участков невозможно определить их точное положение на местности, в связи с чем Предпринимателю необходимо явиться в Департамент для уточнения места расположения земельного участка и внесения необходимых дополнений в заявление.
Письмом от 07.10.2011 N 15498/08 Департамент отказал в удовлетворении заявления Предпринимателя, сославшись на то, что в адрес Предпринимателя было направлено уведомление от 14.07.2011 N 11715/09 о прекращении договора аренды земельного участка от 10.03.2010 N 1026/з и его возвращении по акту приема-передачи.
Не согласившись с отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В статье 34 ЗК РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, где указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлением Администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В силу раздела 6 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает заявление в уполномоченный орган. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Как установлено судом и ответчиком не оспаривается, претензий к оформлению заявления Предпринимателя в письме от 07.10.2011 N 15498/08 не имеется.
Вместе с тем, Департамент отказал Предпринимателю в рассмотрении заявления о предоставлении в аренду земельного участка на основании того факта, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок предоставлен в аренду и арендные отношения не прекращены.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Департамента от 02.03.2010 N 384 между Департаментом (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Волковым С.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 10.03.2010 N 1026/з, государственная собственность на который не разграничена. На основании указанного договора, заключенного на срок 11 месяцев, Волкову С.В. в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 67:27:003 14 47:152 площадью 4527 кв.м, расположенный в г. Смоленске по ул. Попова, для целей, не связанных со строительством, - под автостоянку.
Департаментом в адрес Предпринимателя было направлено уведомление о прекращении договора аренды земельного участка от 10.03.2010 N 1026/з по истечении трех месяцев с момента получения уведомления. Указанное уведомление получено Предпринимателем 04.08.2011. Договор аренды Департамент считает прекращенным с 04.11.2011, однако фактически арендные отношения с Волковым В.С. не прекращены. Акт приема-передачи земельного участка суду не представлен.
Как следует из материалов дела, в Департамент с заявлением обратились граждане Мохова З.П. (13.07.2011), Докучаева В.А. (14.07.2011), Маковей Е.В. (19.07.2011), которые на основании норм Закона Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" просят предоставить им в собственность бесплатно земельные участки площадью 1800 кв.м каждому, расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. Фленовская, для индивидуального жилищного строительства.
Как указывает Департамент в апелляционной жалобе, согласно Правилам землепользования и застройки города Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1, в которой размещение индивидуальных жилых домов коттеджного типа является основным видом разрешенного использования. Поскольку гражданами земельные участки испрашиваются в рамках областного закона в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, то проведение торгов в отношении спорного земельного участка невозможно и рассмотрению подлежат ранее поданные заявления третьих лиц.
Данный довод судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку Предпринимателем испрашивается земельный участок под автостоянку, а, как предусмотрено пунктом 27 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 (в редакции от 09.11.2010), основными и условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства в этой зоне являются в том числе и стоянки индивидуального легкового автотранспорта.
Согласно статье 29 ЗК РФ утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относится к компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - к компетенции администрации г. Смоленска.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при отсутствии такой утвержденной органом местного самоуправления схемы, которая должна соответствовать градостроительным регламентам и положениям Генерального плана, является преждевременным вывод Департамента о конфликте интересов заявителя и граждан, обратившихся за льготным предоставлением земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке. При таких условиях отказ Департамента, обжалуемый по настоящему делу, является преждевременным, так как не основан на положениях пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
До момента получения индивидуальным предпринимателем как заявителем в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующей схемы от органа местного самоуправления и последующего обеспечения им кадастровых работ отказ Департамента является незаконным и нарушает права индивидуального предпринимателя.
Составление и утверждение схемы расположения спорного земельного участка не является препятствием для составления схем на земельные участки, испрашиваемые гражданами под жилищное строительство.
Каких либо выводов о преимущественном праве Предпринимателя на получение земельного участка в судебном акте не содержится.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.01. 2012 по делу N А62-5308/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
...
Согласно статье 29 ЗК РФ утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относится к компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - к компетенции администрации г. Смоленска.
...
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке. При таких условиях отказ Департамента, обжалуемый по настоящему делу, является преждевременным, так как не основан на положениях пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
До момента получения индивидуальным предпринимателем как заявителем в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующей схемы от органа местного самоуправления и последующего обеспечения им кадастровых работ отказ Департамента является незаконным и нарушает права индивидуального предпринимателя."
Номер дела в первой инстанции: А62-5308/2011
Истец: ИП Волков Сергей Викторович
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Администрация города Смоленска, Докучаева В. А., Маковей Е. В., Махова З. П, Мохова Зоя Петровна