См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2012 г. N Ф10-2038/12 по делу N А62-5306/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. Смолко С.И. |
|
|
При участии в заседании: |
|
от ИП Волкова С.В. (ОГРНИП 307673123500091; 214013, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 81, кв. 73) |
Битюкова П.А. - представителя (доверен. от 19.12.2011 г. 67 АА 0212600, пост.), |
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1) |
Гришутиной Е.А. - представителя (доверен. от 29.12.2011 г. N 55, пост.), |
от третьих лиц:
от администрации г. Смоленска (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 1/2)
от Маковей Е.В. (214018, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 43, кв. 35) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 г. (судьи Игнашина Г.Д., Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А.) по делу N А62-5306/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Волков Сергей Викторович (далее - ИП Волков С. В., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) от 21.09.2011 N 14761/08 об отказе в рассмотрении заявления об осуществлении выбора земельного участка площадью 890 кв.м, расположенного в г. Смоленске, напротив дома N 84 по ул. Попова, и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенное право заявителя путем направления его заявления о выборе земельного участка с соответствующими документами в администрацию города Смоленска.
Решением суда первой инстанции от 28.12.2011 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 решение суда первой инстанции отменено, требования ИП Волкова С. В. удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснение представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 10.03.2010 N 1026/з ИП Волкову С.В. предоставлен во владение и пользование сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 4527 кв.м. с кадастровым номером 67:27:003 14 47:152, расположенный в городе Смоленске по ул. Попова, для размещения и эксплуатации автостоянки.
Уведомлением от 14.07.2011 исх. N 11715/09 Департамент (арендодатель) сообщил ИП Волкову С.В. о прекращении арендных отношений по вышеуказанной сделке.
Предприниматель 18.08.2011 обратился в Департамент с заявлением об обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 890 кв.м по ул. Попова в г. Смоленске напротив дома N 84 и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - объекта бытового обслуживания. Земельный участок испрашивался на правах аренды.
Письмом от 21.09.2011 N 14761/08 Департамент отказал в рассмотрении заявления об осуществлении выбора указанного земельного участка, указав, что данный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 14 47:152, предоставленного Предпринимателю приказом Департамента от 02.03.2010 N 384 в аренду для размещения автостоянки, арендные отношения по которому еще не прекращены.
Кроме того, в обоснование отказа уполномоченный орган сослался на наличие поступившего заявления от гр. Маковей Е.В. о предоставлении ей земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, формирование которого также должно осуществляться на спорной территории.
Не согласившись с указанными действиями Департамента, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у гр. Маковей Е.В. имеется преимущественное право на приобретение спорного земельного участка. Также суд отметил, что оспариваемый отказ в данном случае нельзя рассматривать как несоблюдение процедуры, предусмотренной положениями п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92, поскольку Предпринимателю отказано не в осуществлении выбора земельного участка, а в рассмотрении его заявления.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 ст. 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно Закону Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлению администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Смоленск возложены на Департамент.
В силу раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (п. 5.1).
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка. В течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта (п. 5.3).
Из изложенного следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Как установлено судом и ответчиком не оспаривается, претензий к оформлению заявления Предпринимателя об осуществлении процедуры выбора земельного участка и приложенных к заявлению документов не имеется.
Таким образом, Департамент в силу прямого указания норм земельного законодательства был обязан в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направить в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка.
Отказав в рассмотрении заявления об осуществлении выбора указанного земельного участка, Департамент фактически отказал заявителю в обеспечении выбора земельного участка, в то время как такое решение, в силу п. 5.3 вышеназванного Порядка, могло быть принято только после поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом положения постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 не наделяют Департамент полномочиями по отказу в рассмотрении заявления, вследствие чего суд апелляционной инстанции обоснованно расценил письмо от 21.09.2011 N 14761/08 как отказ заявителю в обеспечении выбора земельного участка и пришел к правильному выводу о нарушении Департаментом п. 5.3 Порядка, выразившегося в несоблюдении процедуры обеспечения выбора земельного участка.
Отказ нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, поскольку препятствует решению вопроса о предоставлении заявителю земельного участка для осуществления экономической деятельности.
Кассационная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ предусматривают возможность выбора нескольких вариантов места размещения объектов и конфигурации земельного участка, вследствие чего наличие нескольких заявлений, поступивших от заинтересованных лиц, не может служить основанием для отказа в проведении процедуры выбора испрашиваемого ими земельного участка.
С учетом изложенного кассационная коллегия считает правильным вывод суда о том, что обжалуемый отказ Департамента противоречит требованиям ст. 31 ЗК РФ, п. 5.3 Порядка и нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 г. по делу N А62-5306/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказав в рассмотрении заявления об осуществлении выбора указанного земельного участка, Департамент фактически отказал заявителю в обеспечении выбора земельного участка, в то время как такое решение, в силу п. 5.3 вышеназванного Порядка, могло быть принято только после поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом положения постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 не наделяют Департамент полномочиями по отказу в рассмотрении заявления, вследствие чего суд апелляционной инстанции обоснованно расценил письмо от 21.09.2011 N 14761/08 как отказ заявителю в обеспечении выбора земельного участка и пришел к правильному выводу о нарушении Департаментом п. 5.3 Порядка, выразившегося в несоблюдении процедуры обеспечения выбора земельного участка.
...
Кассационная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ предусматривают возможность выбора нескольких вариантов места размещения объектов и конфигурации земельного участка, вследствие чего наличие нескольких заявлений, поступивших от заинтересованных лиц, не может служить основанием для отказа в проведении процедуры выбора испрашиваемого ими земельного участка.
С учетом изложенного кассационная коллегия считает правильным вывод суда о том, что обжалуемый отказ Департамента противоречит требованиям ст. 31 ЗК РФ, п. 5.3 Порядка и нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 августа 2012 г. N Ф10-2038/12 по делу N А62-5306/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2038/12
31.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2038/12
16.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-728/12
13.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-728/12