г. Тула |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А62-5306/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Дорошковой А.Г., Полынкиной Н.А.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Волкова Сергея Викторовича
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.12.2011
по делу N А62-5306/2011 (судья Бажанова Е.Г.),
по заявлению ИП Волкова С.В. (214013, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 81, кв. 73, ОГРН 307673123500091, ИНН 673008486100)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526)
3-и лица: администрация г. Смоленска, Маковей Елена Владимировна
о признании незаконным решения и понуждении восстановить нарушенное право,
при участии:
от заявителя: Битюкова П.А. по доверенности,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Волков Сергей Викторович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) от 21.09.2011 N 14761/08 об отказе в рассмотрении заявления об осуществлении выбора земельного участка площадью 890 кв.м, расположенного в г. Смоленске, напротив дома N 84 по ул. Попова и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенное право заявителя путем направления его заявления о выборе земельного участка с соответствующими документами в администрацию города Смоленска.
Решением суда первой инстанции от 28.12.2011 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В качестве оснований для отмены Предприниматель ссылается на то, что Департамент не вправе самостоятельно принимать решение об отказе в рассмотрении заявления и обязан направить все поступившие документы в орган местного самоуправления.
Также заявитель указывает, что у Маковей Е.В. в рассматриваемом случае не имеется преимущественного права на приобретение земельного участка.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ ввиду нарушения судом норм материального права.
Как установлено судом, Предприниматель 18.08.2011 обратился в Департамент с заявлением об обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 890 кв.м по ул. Попова в г. Смоленске напротив дома N 84 и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - объекта бытового обслуживания. Земельный участок испрашивался для приобретения в аренду.
Письмом от 21.09.2011 N 14761/08 Департамент отказал в рассмотрении заявления об осуществлении выбора указанного земельного участка. При этом ответчик указал, что испрашиваемый участок расположен в границах земельного участка, предоставленного Предпринимателю приказом Департамента от 02.03.2010 N 384 в аренду для размещения автостоянки. В адрес Предпринимателя направлено уведомление (исх. N 11715/09 от 14.07.2011) о прекращении договора аренды указанного земельного участка и приведении его в состояние, пригодное для дальнейшего использования. По истечении трех месяцев с момента получения уведомления аренда данного земельного участка будет прекращена. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1, где основным видом разрешенного использования является застройка индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа. В настоящее время на рассмотрении Департамента находится ранее поданное заявление физического лица (Маковей Е.В.) о предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Все указанные обстоятельства, по мнению Департамента, свидетельствуют о невозможности предоставления заявителю земельного участка.
Не согласившись с отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Маковей Е.В., действительно, имеется преимущественное право на приобретение спорного земельного участка. Также суд отметил, что оспариваемый отказ в данном случае нельзя рассматривать как несоблюдение процедуры, предусмотренной положениями п. 2 ст. 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92, поскольку Предпринимателю было отказано не в осуществлении выбора земельного участка, а в рассмотрении его заявления.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта пятого статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт пятый статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлением администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Смоленск возложены на Департамент.
В силу раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (п. 5.1).
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка. В течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта (п. 5.3).
Таким образом, из анализа данных положений следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Как установлено судом и ответчиком не оспаривается, претензий к оформлению заявления Предпринимателя об осуществлении процедуры выбора земельного участка и приложенных к заявлению документов не имеется.
Таким образом, Департамент в силу прямого указания п. 5.3 названного Порядка обязан был в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направить в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка.
Вместе с тем, письмом от 21.09.2011 N 14761/08 Департамент отказал в рассмотрении заявления об осуществлении выбора указанного земельного участка, то есть фактически отказал заявителю в обеспечении выбора земельного участка, в то время как такое решение, в силу п. 5.3 названного Порядка, могло быть принято ответчиком исключительно после поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом положения постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 не наделяют Департамент полномочиями по отказу в рассмотрении заявления, вследствие чего письмо от 21.09.2011 N 14761/08 расценивается судом как отказ заявителю в обеспечении выбора земельного участка.
Таким образом, Департаментом допущено нарушение п. 5.3 Порядка, выразившееся в несоблюдении процедуры обеспечения выбора земельного участка.
Названный отказ также нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, так как препятствует предоставлению Предпринимателю земельного участка для осуществления последним экономической деятельности.
Также необходимо учитывать, что положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ предусматривают возможность выбора нескольких вариантов места размещения объектов и конфигурации земельного участка, вследствие чего земельный участок может быть предоставлен Предпринимателю с учетом, в частности, наличия заявления Маковей Е.В.
Кроме того, как установлено судом, в соответствии с Приложением к Генеральному плану города Смоленска, утвержденному 22.12.2009, спорный земельный участок расположен в зонах "Магистральная улица районного значения" и "Зона размещения автотранспортных предприятий и отвода автомагистралей" (л.д. 76).
В соответствии со ст. 42 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490, в указанных зонах могут быть размещены, в частности, стоянки индивидуального легкового автотранспорта и стоянки грузового автотранспорта (спорный земельный участок испрашивался заявителем для размещения автомобильной стоянки).
Размещение в указанных зонах объектов индивидуального жилищного строительства (именно для этой цели спорный земельный участок испрашивался Маковей Е.В.) не предусмотрено.
Тот факт, что Маковей Е.В. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке Закона Смоленской области "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" для индивидуального жилищного строительства, сам по себе не является основанием для отказа заявителю в согласовании земельного участка, поскольку ни ст. 31 ЗК РФ, ни иные нормы земельного законодательства не содержат запрет на осуществление действий по выбору земельного участка в связи с вышеизложенными обстоятельствами.
Кроме того, как указывалось выше, положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ предусматривают возможность выбора нескольких вариантов места размещения объектов и конфигурации земельного участка, вследствие чего формирование земельных участков возможно осуществить с учетом как интересов как заявителя, так и Маковей Е.В.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый отказ Департамента противоречит п. 5.3 Порядка, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, вследствие чего решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Предпринимателя - удовлетворению.
Поскольку требования заявителя удовлетворены, в соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в его пользу подлежит взысканию 300 рублей судебных расходов (100 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы и 200 руб. за рассмотрение заявления).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.12.2011 по делу N А62-5306/2011 отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Волкова Сергея Викторовича удовлетворить.
Признать недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 21.09.2011 N 14761/08 об отказе в рассмотрении заявления об осуществлении выбора земельного участка площадью 890 кв.м, расположенного в г. Смоленске напротив дома N 84 по ул. Попова, как не соответствующее п. 5.3 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенные права и законные интересы индивидуального предпринимателя Волкова Сергея Викторовича путем направления его заявления о выборе земельного участка с соответствующими документами в администрацию города Смоленска в течении 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего постановления.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) в пользу индивидуального предпринимателя Волкова Сергея Викторовича (214013, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 81, кв. 73, ОГРН 307673123500091, ИНН 673008486100) 300 рублей судебных расходов.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок с момента изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и ответчиком не оспаривается, претензий к оформлению заявления Предпринимателя об осуществлении процедуры выбора земельного участка и приложенных к заявлению документов не имеется.
Таким образом, Департамент в силу прямого указания п. 5.3 названного Порядка обязан был в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направить в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка.
Вместе с тем, письмом от 21.09.2011 N 14761/08 Департамент отказал в рассмотрении заявления об осуществлении выбора указанного земельного участка, то есть фактически отказал заявителю в обеспечении выбора земельного участка, в то время как такое решение, в силу п. 5.3 названного Порядка, могло быть принято ответчиком исключительно после поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом положения постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 не наделяют Департамент полномочиями по отказу в рассмотрении заявления, вследствие чего письмо от 21.09.2011 N 14761/08 расценивается судом как отказ заявителю в обеспечении выбора земельного участка.
Таким образом, Департаментом допущено нарушение п. 5.3 Порядка, выразившееся в несоблюдении процедуры обеспечения выбора земельного участка.
Названный отказ также нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, так как препятствует предоставлению Предпринимателю земельного участка для осуществления последним экономической деятельности.
Также необходимо учитывать, что положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ предусматривают возможность выбора нескольких вариантов места размещения объектов и конфигурации земельного участка, вследствие чего земельный участок может быть предоставлен Предпринимателю с учетом, в частности, наличия заявления Маковей Е.В.
...
Тот факт, что Маковей Е.В. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке Закона Смоленской области "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" для индивидуального жилищного строительства, сам по себе не является основанием для отказа заявителю в согласовании земельного участка, поскольку ни ст. 31 ЗК РФ, ни иные нормы земельного законодательства не содержат запрет на осуществление действий по выбору земельного участка в связи с вышеизложенными обстоятельствами.
Кроме того, как указывалось выше, положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ предусматривают возможность выбора нескольких вариантов места размещения объектов и конфигурации земельного участка, вследствие чего формирование земельных участков возможно осуществить с учетом как интересов как заявителя, так и Маковей Е.В."
Номер дела в первой инстанции: А62-5306/2011
Истец: ИП Волков С.В.
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Администрация г.Смоленска, Маковей Е.В.
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2038/12
31.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2038/12
16.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-728/12
13.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-728/12