Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Панченко С.Ю. |
судей: |
Егорова Е.И. |
|
Чаусовой Е.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакаевым В.Н.
Техническую часть фиксации видеоконференц - связи осуществляют: от Арбитражного суда Брянской области - специалист Тетерев А.А.; от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Бакаев В.Н.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание установлены судьей Арбитражного суда Брянской области Мишакиным В.А. | |
При участии в заседании: |
|
от Приваловой Валентины Дмитровны 241027, г. Брянск, ул. Почтовая, д. 130, кв. 55 |
Герасимовой В.В. - представителя, дов. от 10.01.2012 N 32 АБ 0323323 |
от Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области 241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53 |
Максименко М.И. - ведущего специалиста юридического отдела, дов. от 10.01.2012 N 4 |
от Батанова Романа Геннадьевича 170043, г. Тверь, ул. Можайского, д. 53, кв. 160 |
Герасимовой В.В. - представителя, дов. от 30.12.2011 N 32 АБ 0323311 |
от Коновальчук Татьяны Борисовны 241037, г. Брянск, ул. Горбатова, д. 19, кв. 58 |
Герасимовой В.В. - представителя, дов. от 10.01.2012 N 32 АБ 0323323 |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2012 (судья Халепо В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 (судьи Полынкина Н.А., Игнашина Г.Д., Стаханова В.Н.) по делу N А09-8868/2011,
УСТАНОВИЛ:
Привалова Валентина Дмитровна (далее - Привалова В.Д., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 06.12.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 06.02.2012) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, 29.11.2011 Привалова В.Д. обратилась в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании - общества с ограниченной ответственностью "Авангард", предоставив с заявлением необходимый пакет документов для регистрации.
Инспекция 06.12.2011 вынесла решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов, необходимых для государственной регистрации, указав, что в протоколе N 1 общего собрания учредителей ООО "Авангард" от 24.11.2011 и учредительных документах юридического лица - п. 1.9 устава ООО "Авангард", адресом места нахождения юридического лица определен адрес: 242420, Брянская область, Комаричский район, с. Избичня, в то время, как по данным Классификатора адресов Российской Федерации и Общероссийского классификатора административно-территориального устройства, решения Усожского сельского Совета народных депутатов от 05.03.2007 N 1-106 "Об утверждении "Перечня наименований элементов улично-дорожной сети Усожского сельского поселения" в с. Избичня имеется территориальное деление на улицы и дома.
Поскольку в представленных на государственную регистрацию документах юридического лица ООО "Авангард" отсутствует наименование улицы и номер строения, регистрирующий орган посчитал, что они содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
С учетом изложенного п. 1.9 устава "Место нахождения общества", представленного на государственную регистрацию и п. 3 "Адрес (место нахождение) юридического лица" заявления по форме N Р11001, были признаны не заполненными, а учредительные документы ООО "Авангард" - не представленными.
Полагая, что вышеуказанное решение Инспекции не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, Привалова В.Д. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
На основании п.п. "в" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации к числу сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, относятся данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Порядок проведения государственной регистрации юридического лица при его создании установлен ст. 13 Закона о регистрации, которой предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется на основании предоставленных заявителем документов, необходимых для регистрации.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в ст. 12 Закона о регистрации, является исчерпывающим и включает: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Статьей 9 Закона о регистрации предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, а также не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок заполнения заявления по форме Р11001 регламентирован постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных п.п. "ж" п. 1 ст. 14, п.п. "г" п. 1 ст. 21, п.п. "в" п. 1 ст. 22.3 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в Инспекцию для регистрации ООО "Авангард" заявителем представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, в том числе надлежаще оформленное заявление по форме Р11001, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона о регистрации, у Инспекции отсутствовали.
Представление недостоверных (по мнению Инспекции) сведений о местонахождении юридического лица не является основанием для признания недействительной государственной регистрации юридического лица, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица.
В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации).
Таким образом, представление недостоверных сведений при государственной регистрации юридических лиц влечет иные правовые последствия, нежели чем отказ в государственной регистрации.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании Инспекцией вышеназванных законодательных норм и направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ судебной коллегией отклоняются.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А09-8868/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Панченко |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в Инспекцию для регистрации ООО "Авангард" заявителем представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, в том числе надлежаще оформленное заявление по форме Р11001, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона о регистрации, у Инспекции отсутствовали.
Представление недостоверных (по мнению Инспекции) сведений о местонахождении юридического лица не является основанием для признания недействительной государственной регистрации юридического лица, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица.
В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2012 г. N Ф10-2371/12 по делу N А09-8868/2011