См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 августа 2012 г. N Ф10-2651/12 по делу N А09-9447/2010
Резолютивная часть постановления объявлена "08" августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "10" августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Маненкова А.Н. |
судей: |
Леоновой Л. В. |
|
Солодовой Л.В. |
при ведении протокола помощником судьи
при участии в заседании: |
Ивановой Е.В. |
от истца: Администрация Брянского района Брянской области (ОГРН 1023202136605) |
Драп А.И. - ведущий специалист юридического отдела (доверенность от 15.01.2010 N 1-36А) |
от ответчика: Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (ОГРН 1093254006317)
от третьих лиц: Государственное унитарное предприятие ОПХ "Брянское"
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Брянск,
Открытое акционерное общество "Снежка"
Открытое акционерное общество "Брянскземпроект"
Общество с ограниченной ответственностью "Брянскстройизыскания" |
Тадевосян В.О. - представитель (доверенность от 03.04.2012)
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 (Прудникова М.С.) по делу N А09-9447/2010,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Брянский муниципальный район в лице Администрации Брянского района (далее - Администрация), г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ ФАУГИ в Брянской области), г. Брянск, о признании права собственности на земельный участок площадью 260000 кв.м., расположенный по адресу 750 м. восточнее д. Меркульево сформированный на основании межевого плана от 16 февраля 2012 г., подготовленного ООО "ЛесЗемПроект" и обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала в Брянской области исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390102:158 путем исключения из его границ земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, в 750 метрах восточнее от д. Меркульево, площадью 260000 кв.м. образованного на основании межевого плана от 16 февраля 2012 г., подготовленного ООО "Лесземпроект" (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 апелляционная жалоба возвращена в связи с пропуском срока на подачу апелляционной жалобы.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 ТУ ФАУГИ в Брянской области подало кассационную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт и отказать в удовлетворении иска.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представитель ТУ ФАУГИ в Брянской области поддержал доводы жалобы.
Представитель Администрации изложил свои доводы, просил решение оставить без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Брянского райисполкома от 18.05.1972 г. N 245 было принято решение просить исполнительный комитет Брянского облисполкома разрешить отвод земель Брянскому горисполкому под мусорную свалку площадью 26 га, в том числе из земель ОПХ "Брянское" - 6 га, из земель колхоза имени Ленина - 20 га. Проект отвода был согласован с ОПХ "Брянское" и колхозом имени.
Распоряжением Брянского облисполкома N 767 от 12.07.1972 г. Брянскому горисполкому было разрешено проведение изыскательских работ и составление проекта строительства городской свалки бытовых отходов на площади 26 га и решить вопрос об отводе земель по представлению Горисполкомом разработанного и утвержденного проекта свалки.
Решением Брянского облисполкома N 481/10 от 20.07.1976 г. Брянскому райисполкому было поручено отвести Брянскому городскому управлению коммунального хозяйства 26 га непахотных земель под строительство полигона по обезвреживанию бытовых отходов (том 1 л.д. 21). Постановлением Администрации Брянского района от 25.10.1993 г. N 378 вышеуказанный земельный участок был изъят у Брянского городского управления коммунального хозяйства и передан в земельный запас района (том 1 л.д. 20). На земельном участке истцом построен объект "полигон для захоронения твердых бытовых отходов", введенный в эксплуатацию постановлением Администрации Брянского района от 23.12.2009 г. N 2655 (том 4 л.д. 51). 16.02.2012 г. изготовлен межевой план.
Решением кадастровой палаты от 29.02.2012 г. N 32/701/12-7572 осуществление государственного кадастрового учета земельного участка было приостановлено (том 4 л.д. 47-49). Решение мотивировано тем, что при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости, а именно по построению по координатам реквизита "1" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" включенного в состав представленного межевого плана, границы земельного участка, заявление об учете которого подано в орган кадастрового учета, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390102:158, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. Органом кадастрового учета было указанно, что возможной причиной пересечения границ земельных участков является наличие ошибки в местоположении образуемого земельного участка и/или ошибки воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости, допущенной при определении координат в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390102:158.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390102:158, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 7986000 кв.м. расположенный по адресу 700 м. по направлению на юг от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Брянская область, Брянский район, д. Меркульево, улица Гагарина, д. 16 зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АГ N 285814 от 29.01.2008 г. (том 1 л.д. 116).
Истец обратился иском в арбитражный суд, поскольку считал, что земельный участок муниципального образования Брянский район был незаконно включен в состав земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ответчику.
Суд первой инстанции применительно к рассматриваемому спору сослался на статьи 3.1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации и указал, что в соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статьи 3.1, 7 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Статьей 5 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.
Постановлением Администрации Брянского района от 25.10.1993 г. N 378 спорный земельный участок был включен в земельный запас района. У суда первой инстанции отсутствовали доказательства, что на земельном участке располагалось и располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности. На основании постановления Администрации Брянского района N 140 от 20.04.1993 г. ГУП ОПХ "Брянское" выдан государственный акт N БРО-02-000086 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 4641 га для организации и ведения сельскохозяйственного производства (том 1 л.д. 24-28, 53-56).
Спорный земельный участок не использовался как земли сельскохозяйственного назначения и не передавался ГУП ОПХ "Брянское" согласно постановлению администрации Брянского района N 140 от 20.04.1993 г. Спорный земельный участок относится к землям запаса, на нем отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности в связи с чем требование истца о признании права муниципальной собственности на земельный участок площадью 260000 кв.м., расположенный по адресу 750 м. восточнее д. Меркульево сформированный на основании межевого плана от 16 февраля 2012 г., удовлетворено.
Суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", статьей 26 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", планом границ земельного участка, межевым планом и пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390102:158 пересекает границы земельного участка площадью 260000 кв.м., находящегося в муниципальной собственности. На момент внесения в ЕГРП записи о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390102:158 участок площадью 26 га не принадлежал РФ.
Поскольку наличие кадастровой ошибки нарушает права и законные интересы истца, суд первой инстанции правомерно посчитал удовлетворить требование истца об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390102:158 путем исключения из его границ земельного участка площадью 260000 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, в 750 метрах восточнее от д. Меркульево, образованного на основании межевого плана от 16 февраля 2012 г.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судом при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой инстанции.
руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 по делу N А09-9447/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Маненков |
Судьи |
Леонова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции применительно к рассматриваемому спору сослался на статьи 3.1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации и указал, что в соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.
...
Суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", статьей 26 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", планом границ земельного участка, межевым планом и пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390102:158 пересекает границы земельного участка площадью 260000 кв.м., находящегося в муниципальной собственности. На момент внесения в ЕГРП записи о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390102:158 участок площадью 26 га не принадлежал РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2012 г. N Ф10-2651/12 по делу N А09-9447/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2651/12
06.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2651/12
11.05.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2244/12
19.03.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9447/10