Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Панченко С.Ю. |
судей: |
Егорова Е.И. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Товарищества собственников жилья "Кристалл-2" 390048, г. Рязань, ул. Зубковой, д. 24, корп. 1 ОГРН 106623004944 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области 390046, г. Рязань, ул. Горького, д. 1 ОГРН 1046213016409 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2011 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 (судьи Тиминская О.А., Тимашкова Е.Н., Еремичева Н.В.) по делу N А54-3390/2011,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Кристалл-2" (далее - Товарищество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.04.2011 N 4724 и взыскании с Инспекции в пользу заявителя расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2011 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ТСЖ "Кристалл-2" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, по результатам которой составлен акт от 09.03.2011 и вынесено решение от 28.04.2011 N 4724.
Названным решением, оставленным без изменения Управлением ФНС России по Рязанской области (решение от 27.06.2011 N 15-12/07361), Товарищество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 676, 6 руб. Кроме того, налогоплательщику начислены пени по состоянию на 28.04.2011 в сумме 113, 6 руб. и предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 3 383 руб.
Полагая, что решение Инспекции от 28.04.2011 N 4724 не соответствует законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации, формами которой являются земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) определен подход к применению положений гражданского законодательства в части споров о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.
В соответствии с п. 66 указанного постановления, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме на данный земельный участок считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
На основании ч.ч. 2, 5 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно п. 67 постановления от 29.04.2010 N 10/22, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Следовательно, с даты проведения государственного кадастрового учета собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, признаются плательщиками земельного налога.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в п.п. 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В пункте 4 названного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей, поскольку на основании п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Таким образом, согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на земельном участке по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой, д. 24, корп. 1, построен жилой многоквартирный дом, управление данным домом осуществляет ТСЖ "Кристалл-2", которое является некоммерческой организацией, созданной для совместного управления комплексом недвижимого имуществ в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Письмом администрации города Рязани от 30.12.2010 N 13-07/5137 подтверждено, что земельный участок по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой, д. 24, к. 1 принадлежит собственникам помещений многоквартирного жилого дома по данному адресу.
Участок кадастровый номер 62:29:0110002:57, площадь 3 138 кв.м, поставлен на государственный учет лишь 08.12.2009.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о передаче спорного земельного участка ЖСК "Кристалл-2" - правопредшественнику ТСЖ "Кристалл-2" (кадастровый паспорт, подтверждающий положение кооператива как правообладателя, акт приема-передачи земельного участка кооперативу), материалы дела не содержат.
Решение исполкома городского Совета народных депутатов от 13.09.1984 N 376 и типовой акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 29.10.1984 обоснованно не приняты судом в качестве доказательств, удостоверяющих право ЖСК "Кристалл-2" пользования спорным земельным участком, поскольку из их содержания усматривается, что земельный участок был отведен кооперативу исключительно для строительства жилого дома, а типовым актом упорядочены отношения сторон на период строительства и ввода дома в эксплуатацию.
Более того, как правомерно указал суд, наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, т.е. независимо от воли прежнего землепользователя и издания уполномоченным органом соответствующего распорядительного акта, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, закрепляющим земельные права, но не пользующееся этими правами.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в силу закона находится в общей долевой собственности домовладельцев - собственников помещений в этом доме, которые и являются плательщиками земельного налога.
Поскольку судом установлено отсутствие у Товарищества обязанности по уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка, то оспариваемое решение налогового органа обоснованно признано недействительным.
Доводы кассационной жалобы Инспекции основаны на ином понимании вышеуказанных законодательных норм и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами. Названные доводы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу в ходе рассмотрения спора по существу судом первой инстанции, а также апелляционной жалобы и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 по делу N А54-3390/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Панченко |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
По мнению налогового органа, налогоплательщик (ТСЖ) неправомерно не уплатил земельный налог в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, находящийся в его управлении.
По мнению налогоплательщика, решение налогового органа нарушает его права и законные интересы.
Суд согласился с позицией налогоплательщика.
Как установлено судом, налогоплательщик (ТСЖ) в проверяемый период осуществлял управление комплексом имущества - многоквартирным жилым домом, расположенным на спорном земельном участке.
Письмом администрации города подтверждается, что спорный земельный участок принадлежит собственникам помещений многоквартирного жилого дома по данному адресу.
Налоговым органом не представлено доказательств передачи спорного земельного участка от жилищно-строительного кооператива налогоплательщику.
Суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в силу закона находится в общей долевой собственности домовладельцев - собственников помещений в этом доме, которые и являются плательщиками земельного налога.
На основании изложенного суд кассационной инстанции оставил кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 августа 2012 г. N Ф10-2420/12 по делу N А54-3390/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2420/12
20.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-968/12
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3390/11
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3390/11