г. Калуга |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А62-4021/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей: Егорова Е.И., Радюгиной Е.А.
При участии в заседании:
от ООО "Вязьматранссервис" (Смоленская область, г. Вязьма, ул. Элеваторная, д. 12; ОГРН 1036706003971)
Сенько С.И. - представителя (доверен. от 10.01.2012 г.),
от Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Смоленской области (Смоленская область, г. Вязьма, ул. Космонавтов, 2)
Молодцовой А.В. - представителя (доверен. от 01.06.2012 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 г. (судьи Тимашкова Е.Н., Тиминская О.А., Еремичева Н.В.) по делу N А62-4021/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вязьматранссервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области от 14.07.2011 г. N 6370 в части применения штрафа в размере 148693 руб. 60 коп., доначисления земельного налога в размере 766768 руб., пени в размере 21127 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.11.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 г. решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Смоленской области по результатам камеральной проверки представленной ООО "Вязьматранссервис" налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 67:02:0010303:13 и 67:02:0010303:11, расположенных по адресу: Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Элеваторная, д. 12, с разрешенным видом использования - для размещения торговой базы, составлен акт от 13.05.2011 г. N 7465 и вынесено решение от 14.07.2011 г. N 6370 о доначислении земельного налога в размере 766768 руб., пени по налогу в размере 21127 руб. 04 коп., применении штрафа в размере 148693 руб. 60 коп.
Решением Управления ФНС России по Смоленской области от 12.08.2011 г. N 64 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ООО "Вязьматранссервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обосновывая доначисление земельного налога, соответственно, пени и штрафа в спорных суммах, инспекция указывает, что общество неверно применило налоговую ставку, так как земельные участки с кадастровыми номерами 67:02:0010303:13 и 67:02:0010303:11, расположенные по адресу: Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Элеваторная, д. 12, имеют разрешенное использование - для размещения торговой базы, в связи с чем необходимо было применять ставку земельного налога исходя из вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в размере 0,6%, вместо налоговой ставки в размере 0, 065%, примененной обществом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вид разрешенного использования спорных земельных участков обществом не был изменен.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Пунктом 2 статьи 387 Кодекса, предусмотрено, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Положениями ст. 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 394 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 26.10.2005 г. N 6 утверждено Положение о земельном налоге на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Решения следует читать как "от 28.10.2005 г."
В соответствии со ст. 9 Положения о земельном налоге налоговая ставка 0,065 процента от кадастровой стоимости участка установлена в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, а налоговая ставка 0,6 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, в том числе для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц, автозаправочных станций.
Согласно кадастровым выпискам из государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровым номером 67:02:0010303:11 и с кадастровым номером 67:02:0010303:13 категория земли спорных земельных участков не установлена, вид разрешенного использования указан "для размещения торговой базы".
Между тем, Положением о земельном налоге такой вид разрешенного использования как "для размещения торговой базы" не предусмотрен и в налоговом законодательстве отсутствует.
Исходя из понятия "база" - данного в словаре Ожегова С.И., Большого энциклопедического словаря, принимая во внимание п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что понятие "торговая база" используется для обозначения складских помещений, предназначенных для хранения продовольствия, а также других товаров, предназначенных для снабжения.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что спорные земельные участки приобретены обществом на основании договоров купли-продажи от 25.11.2003 г. N 110 и N 111, заключенных между ООО "Вязьматранссервис" и Администрацией Вяземского района, и в соответствии с данными договорами на участке с кадастровым номером 67:02:0010303:13 имеются здание конторы, здание склада N 1, здание склада N 2, здание проходной; на участке с кадастровым номером 67:02:00103030:11 находится здание торгового склада N 3, то есть изначально на них располагались складские помещения. Целевое назначение земельных участков - для размещения торговой базы.
Более того, с 2008 года нежилые помещения и земельные участки общество сдает в аренду ООО "Вяземский терминал", которое осуществляет деятельность склада временного хранения на основании свидетельства о включении его в Реестр владельцев складов временного хранения.
Таким образом, земельные участки при разрешенном виде использования "для размещения торговой базы" фактически используются для размещения складов, а с 2008 года - складов временного хранения.
Ссылка инспекции на письма Управления Росреестра по Смоленской области от 27.04.2011 г. N 6275/18, администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 23.06.2011 г., которыми разъясняется налоговому органу, что спорные земельные участки предназначены для размещения объектов торговли, несостоятельна, поскольку указанные разъяснения не относятся к нормативным актам, не содержат правового обоснования и противоречат вышеприведенным положениям и представленным в материалы дела доказательствам.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 г. по делу N А62-4021/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
По мнению налогового органа, налогоплательщик неверно применил налоговую ставку в отношении принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем занизил налоговую базу по земельному налогу.
По мнению налогоплательщика, им не допущено нарушений законодательства.
Согласно Положению о земельном налоге, установленному на соответствующей территории, налоговая ставка 0,065 % кадастровой стоимости участка предусмотрена в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, а налоговая ставка 0,6 % от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, в том числе для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц, автозаправочных станций.
Согласно кадастровым выпискам из государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков установлен вид разрешенного использования - "для размещения торговой базы".
Между тем, Положением о земельном налоге такой вид разрешенного использования не предусмотрен, и в налоговом законодательстве он отсутствует.
Вместе с тем, судом установлено, что спорные земельные участки были приобретены на основании договоров купли-продажи, в соответствии с которыми на данных участках имеются здания конторы, складов, проходной.
Более того, с 2008 г. нежилые помещения и земельные участки налогоплательщик сдает в аренду организации, которая осуществляет деятельность склада временного хранения на основании свидетельства о включении его в Реестр владельцев СВХ.
Суд пришел к выводу, что спорные земельные участки при разрешенном виде использования "для размещения торговой базы" фактически используются для размещения складов, следовательно, налоговый орган правомерно доначислил суммы налога по иной ставке.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции оставил кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 августа 2012 г. N Ф10-2318/12 по делу N А62-4021/2011