См. также постановление ФАС ЦО от 14 октября 2011 г. N Ф10-3566/11 по делу N А48-4556/2010 и определение ФАС ЦО от 29 июня 2012 г. N Ф10-3566/11 по делу N А48-4556/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего:
Козелкина И.И.
судей:
Сладкопевцевой Н.Г.
Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика: |
Назарова В.М. - представителя (доверенность N 1 от 10.01.2012); Дьячкова С.Н. - представителя (доверенность N 958 от 12.07.2012), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Публичного образования "Новосильский район Орловской области" в лице Администрации Новосильского района Орловской области, г. Новосиль Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 28 февраля 2012 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 года по делу N А48-4556/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Специальное научно- реставрационное предприятие "Реставрация" (далее - ООО СНРП "Реставрация", истец) (ИНН 5752007731, ОГРН 1025700778949) обратилось в арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Публичному образованию - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района Орловской области (далее - Администрация, ответчик) (ИНН5719000190, ОГРН1025700685614) о взыскании задолженности по муниципальному контракту N 7 от 21.07.2008, по муниципальному контракту N 8 от 21.07.2008 и по муниципальному контракту N 6 от 16.07.2008 в общей сумме 499 992 руб. 00 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 39 934 руб. 44 коп.
Истец до принятия судебного акта в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от части исковых требований по взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 39 934 руб. 44 коп. Отказ от части исковых требований принят арбитражным судом, поскольку данный отказ не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28 марта 2011 года (судья Родина Г.Н.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 года (судьи Яковлев А.С., Шеин А.Е., Андреещева Н.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 14 октября 2011 года решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении истец в силу ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования и в окончательном варианте просит взыскать с ответчика задолженность за выполненные подрядные работы в размере 499 992 руб.
Решением суда от 28 февраля 2012 года (судья Родина Г.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 года (судьи Афонина Н.П., Алферова Е.Е., Яковлев А.С.) решение суда оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенным по делу судебным актом, Публичное образование - Новосильский район Орловской области в лице Администрации Новосильского района Орловской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что согласно экспертному заключению именно сумму в 649 486 руб. ответчику необходимо затратить на восстановление нарушенного права, исправив недостатки, образовавшиеся в результате некачественного проведения истцом ремонтно-строительных работ на объекте. Кроме того, ответчик считает неверными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что стороны в рамках отдельного иска разрешили спор по вопросу возмещения стоимости некачественно выполненных подрядных работ по спорным муниципальным контрактам. Заявитель жалобы указывает, что, поскольку стоимость восстановительных работ значительно превышает размер имеющегося долга, ответчик считает справедливым не оплачивать сумму в 499 992 руб.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, арбитражный кассационный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела следует, что 21 июля 2008 г. Администрацией Новосильского района Орловской области - "Заказчик" и муниципальным межпоселенческим учреждением культуры "Новосильский историко-культурный центр" (ММУК "Новосильский ИКЦ" - "Покупатель") с ООО СНРП "Реставрация" заключен муниципальный контракт N 7 на строительство летней площадки на военно-историческом комплексе "Вяжи" Новосильского района Орловской области. Стоимость работ по данному контракту составляет 420 519 руб., что подтверждается совместно подписанными сторонами локальной сметой N 1, а также расчетом стоимости материалов.
Согласно п. 3.2. муниципального контракта Заказчик первоначально оплачивает Подрядчику работу в виде аванса в размере 30% от стоимости работ по контракту, что составляет 126 156 руб.
Указанная сумма платёжным поручением N 67 от 07.08.2008 ММУК "Новосильский ИКЦ" перечислена на расчётный счёт истца.
Окончательный расчет в сумме 294 363 руб. должен быть произведен Заказчиком с истцом в течение 10 дней по окончании приемки работ, которые были приняты 11.08.2008, что находит своё подтверждение в акте сдачи-приемки объекта от 11.08.2008, а также в акте приемки выполненных работ, подписанных сторонами, т. е. до 21.08.2008.
16 июля 2008 г. Администрацией Новосильского района Орловской области - "Заказчик" и муниципальным межпоселенческим учреждением культуры "Новосильский историко-культурный центр" (ММУК "Новосильский ИКЦ" - "Покупатель") с ООО СНРП "Реставрация" заключен муниципальный контракт N 6 по ремонту часовни и благоустройству военно-исторического комплекса "Вяжи" Новосильского района Орловской области. Стоимость работ по данному контракту составляет 240 567 руб. 00 коп., что подтверждается совместно подписанными сторонами локальной сметой N 1, а также расчетом стоимости материалов.
Согласно п. 3.2. муниципального контракта Заказчик первоначально оплачивает Подрядчику работу в виде аванса в размере 30% от стоимости работ по контракту, что составляет 72 170 руб.
Указанная сумма платёжным поручением N 59 от 21.07.2008 ММУК "Новосильский ИКЦ" перечислена на расчётный счёт истца.
Окончательный расчет в сумме 168 397 руб. должен быть произведен "Заказчиком" с истцом в течение 10 дней по окончании приемки работ, которые были приняты 11.08.2008, что находит своё подтверждение в акте сдачи-приемки объекта от 11.08.2008, а также в акте приемки выполненных работ, подписанных сторонами, т. е. до 21.08.2008.
21 июля 2008 г. Администрацией Новосильского района Орловской области - "Заказчик" и муниципальным межпоселенческим учреждением культуры "Новосильский историко-культурный центр" (ММУК "Новосильский ИКЦ" - "Покупатель") с ООО Специальным научно-реставрационным предприятием "Реставрация" заключен муниципальный контракт N 8 на ограждение территории военно-исторического комплекса "Вяжи" Новосильского района Орловской области. Стоимость работ по данному контракту составляет 338 902 руб., что подтверждается совместно подписанными сторонами локальной сметой N 1, а также расчетом стоимости материалов.
Согласно п. 3.2. муниципального контракта Заказчик первоначально оплачивает Подрядчику работу в виде аванса в размере 30% от стоимости работ по контракту, что составляет 101 670 руб.
Указанная сумма платёжным поручением N 66 от 07.08.2008 ММУК "Новосильский ИКЦ" перечислена на расчётный счёт истца.
Окончательный расчет в сумме 237 232 руб. должен быть произведен Заказчиком с истцом в течение 10 дней по окончании приемки работ, которые были приняты 11.08.2008, что находит своё подтверждение в акте сдачи-приемки объекта от 11.08.2008, а также в акте приемки выполненных работ, подписанных сторонами, т. е. до 21.08.2008.
Истец указывает на то, что сумма задолженности в сумме 499 992 руб. в нарушение заключенных между сторонами муниципальных контрактов ответчиком не перечислена. Претензии, направленные в адрес ответчика, оставлены без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Как установлено судом, рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения муниципальных контрактов, правовое регулирование которых определяется параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством работы и передать их государственному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании ст. 702 ГК РФ к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд в части, не урегулированной специальными нормами, применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно положениям ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Как следует из материалов дела ответчик задолженность в размере 499 992 руб. на момент вынесения решения не оплатил.
Ответчик, не признавая исковые требования, указывал, что работы на объекте выполнены некачественно и соответственно не подлежат оплате.
В соответствии со статьей 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Исходя из положений указанной нормы права и правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 24.01.2000 N 51, обязанность по оплате возникает в отношении работ, качество которых соответствует договору.
Следовательно, работы, выполненные с отступлением от требований строительных норм и правил, проектной документации, не могут считаться выполненными и учитываться при определении размера оплаты.
Для оценки качества выполненных подрядчиком работ судом по делу N 48-5226/09 по иску ООО Специальное научно-реставрационное предприятие "Реставрация" к Администрации Новосильского района Орловской области о взыскании задолженности инстанции была назначена экспертиза.
Заключением эксперта N 30 от 15.03.2010 установлено, что работы выполнены некачественно, с нарушением технологических процессов, вследствие чего экспертиза установила скрытые и явные производственные дефекты строительно-монтажных и отделочных работ.
Экспертом также выявлен ряд допущенных подрядчиком отступлений от требований СНиПов и ГОСТов, ухудшающих качество работ.
Сумма работ, исполненных с дефектами по разделам составляет: - раздел "Часовня" - 10 425, 22 руб. - раздел "Сцена" - 5 674,73 руб. - раздел "Ограждения" - 44 709,55 руб.
-раздел "Благоустройство территории мемориала" - 12972, 29 руб. - раздел "Смотровая площадка" - 401, 97 руб.
Итого стоимость дефектных работ по объекту составляет 74 183,76 руб.
Сумма восстановительного ремонта по объекту составляет:
-раздел "Часовня" - 226 113 руб.
-раздел "Сцена" - 20 964 руб.
-раздел "Ограждения" - 208 207 руб.
-раздел "Благоустройство территории мемориала" - 147 131 руб. - раздел "Смотровая площадка" - 47 071 руб.
Итого стоимость дефектных работ по объекту составляет 649 486 руб.
Настоящий иск предъявлен по тому же предмету и основаниям, но к надлежащему ответчику - Публичному образованию - Новосильский район Орловской области в лице Администрации Новосильского района Орловской области.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций верно указано, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по делу N А48-5226/2009 от 07.05.2010, в том числе, о наличии некачественно выполненных подрядчиком работ на спорном объекте, имеют существенное значение для ООО СНРП "Реставрация", участвующего и в настоящем деле.
Сторонами в материалы дела представлено определение Арбитражного суда Орловской области об утверждении мирового соглашения по делу N А48-1897/2011 по иску Публичного образования - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района к ООО СНРП "Реставрация" о взыскании стоимости некачественно выполненных работ по договорам подряда в размере 649 486 руб. на основании экспертного заключения по проведенной в рамках дела N А48- 5226/2009 судебной строительно-технической экспертизы.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика стоимость некачественно выполненных подрядных работ в размере 74 183 руб. 76 коп. Уточнения исковых требований приняты арбитражным судом.
До вынесения решения стороны достигли соглашения о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок и заключили мировое соглашение. Согласно условиям подписанного сторонами мирового соглашения, ответчик оплачивает истцу денежные средства в размере 50 000 руб., а истец отказывается от своих исковых требований по арбитражному делу N А48-1897/2011. Денежные средства в размере 50 000 руб. были перечислены по платежному поручению N 287 от 18.11.2011.
Таким образом, стороны в рамках отдельного иска разрешили спор по вопросу возмещения стоимости некачественно выполненных подрядных работ по спорным муниципальным контрактам.
Довод жалобы о том, что стоимость восстановительных работ значительно превышает размер имеющегося долга по выше указанным договорам подряда, а, следовательно, ответчик имеет право не оплачивать некачественно выполненные работы на основании ст. 723 ГК РФ не может быть принят арбитражным судом виду следующего.
Расходы по проведению восстановительного ремонта представляют собой убытки заказчика, возмещение которых возможно в самостоятельном порядке, в том числе путем обращения в суд с исковыми требованиями. Между тем, как следует из материалов дела, встречные исковые требования ответчиком не заявлялись, заявление о зачете встречных требований в материалах дела отсутствует.
С учетом изложенных обстоятельств, судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что требования истца подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению в сумме 499 992 руб.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованные решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебного акта не установлено.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28 февраля 2012 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 года по делу N А48-4556/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании ст. 702 ГК РФ к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд в части, не урегулированной специальными нормами, применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно положениям ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
...
В соответствии со статьей 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Исходя из положений указанной нормы права и правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 24.01.2000 N 51, обязанность по оплате возникает в отношении работ, качество которых соответствует договору.
...
Довод жалобы о том, что стоимость восстановительных работ значительно превышает размер имеющегося долга по выше указанным договорам подряда, а, следовательно, ответчик имеет право не оплачивать некачественно выполненные работы на основании ст. 723 ГК РФ не может быть принят арбитражным судом виду следующего."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2012 г. N Ф10-3566/11 по делу N А48-4556/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3566/11
29.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3566/11
18.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2517/11
28.02.2012 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4556/10
14.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3566/11
16.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2517/11
28.03.2011 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4556/10