г. Калуга |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А35-8072/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 25.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Муниципального унитарного предприятия Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть" (ОГРН 1024600948503 ул. 50 лет Октября, 120, г. Курск, 305040) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ул. Марата, 9, г. Курск, 305000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть" на решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2012 (судья Григоржевич Е.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Сергуткина В.А.) по делу N А35-8072/2011,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть" (далее - МУП "Гортеплосеть", предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 30.06.2011 и отмене предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 30.06.2011.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.02.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права в результате неправильной оценки фактических обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявлений граждан, проживающих по адресу г. Курск, ул. Челюскинцев, д. 3, с жалобами на действия МУП "Гортеплосеть" и дополнительно представленной информации комиссией Управления ФАС по Курской области 30.06.2011 принято решение (полный текст изготовлен 11.07.2011), которым предприятие признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц - населения города Курска, а именно в определении и предъявлении для оплаты объема и стоимости оказанных в 2010 и 2011 годах услуг по теплоснабжению 1313 жилых домов города Курска (в том числе дома N 3 по ул. Челюскинцев), в которых отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, с применением расчетного метода и Методики определения количества тепловой энергии, утв. приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, а не нормативов потребления тепловой энергии на отопление, установленных постановлением администрации г. Курска от 30.12.2005 N 3786.
Предписанием от 30.06.2011 Управление ФАС по Курской области предложило МУП "Гортеплосеть" прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего произвести перерасчет объема и стоимости оказанных в 2010-2011 гг. услуг теплоснабжения, исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, установленных постановлением администрации г. Курска от 30.12.2005 N 3786, по всем многоквартирным домам г. Курска, не оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии, в соответствии с перечнем, содержащимся в письме МУП "Гортеплосеть" исх. N 05-05/3292 от 23.06.2011.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, МУП "Гортеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что МУП "Гортеплосеть" при оказании ООО "Жилсервис "Центр" (управляющая организация, предоставляющая собственникам помещений коммунальные услуги путем заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями) услуг по теплоснабжению жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Челюскинцев, д. 3, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии определяло количество поставленной в 2010 и 2011 годах тепловой энергии с применением расчетного метода в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика определения количества тепловой энергии N 105), а не с применением нормативов потребления тепловой энергии на отопление, установленных постановлением Администрации города Курска от 30.12.2005 N 3786.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, а именно для отопления, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Нормативы потребления тепловой энергии на отопление, применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги, утверждены постановлением администрации города Курска от 30.12.2005 N 3786 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и норм накопления бытовых отходов от потребителей города Курска".
Тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть", в том числе для населения города Курска, действовавшие в 2010 году, утверждены постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.11.2009 N 94 и от 01.07.2010 N 55/1.
Антимонопольным органом установлено, что объем оказанных МУП "Гортеплосеть" в 2010 году услуг по теплоснабжению жилого многоквартирного дома N 3 по ул. Челюскинцев г. Курска, неправомерно рассчитанный теплоснабжающей организацией с применением расчетного метода по Методике определения количества тепловой энергии N 105 и тарифов, утвержденных постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.11.2009 N 94, предъявленный ООО "Жилсервис "Центр" к оплате, составил по отоплению 838,16 Гкал на сумму 843038,09 рублей. ООО "Жилсервис "Центр" как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг в 2010 году производило расчет объема потребления жильцами тепловой энергии в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии на отопление, утвержденными Постановлением Администрации г. Курска от 30.12.2005 N 3786, и тарифами на тепловую энергию, утвержденными постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 01.07.2010 N 55/1, при этом размер платы, начисленный собственникам помещений, составил 620703,98 рублей.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что применение МУП "Гортеплосеть" при определении стоимости и объема оказанных услуг теплоснабжения расчетным методом и Методикой определения количества тепловой энергии N 105, является нарушением предусмотренного действующим в сфере теплоснабжения законодательством порядка ценообразования, поскольку были проигнорированы нормативы потребления тепловой энергии на отопление, установленные постановлением администрации города Курска от 30.12.2005 N 3786.
Правильность данного вывода о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что действия МУП "Гортеплосеть", выразившиеся в начислении платы за тепловую энергию расчетным методом с применением Методики определения количества тепловой энергии N 105, обоснованно признаны противоречащими Правилам N 307, ущемляющими интересы потребителей и нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были всесторонне исследованы и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку при подаче кассационной жалобы МУП "Гортеплосеть" была уплачена государственная пошлина в большем размере (2000 руб.), в соответствии пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А35-8072/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть" излишне уплаченную платежным поручением от 11.07.2012 N 1298 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что действия МУП "Гортеплосеть", выразившиеся в начислении платы за тепловую энергию расчетным методом с применением Методики определения количества тепловой энергии N 105, обоснованно признаны противоречащими Правилам N 307, ущемляющими интересы потребителей и нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 сентября 2012 г. N Ф10-3110/12 по делу N А35-8072/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3110/12
15.06.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2642/12
09.03.2012 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-8072/11
09.03.2012 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-8072/11