г. Калуга |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А62-5127/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2012.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Смолко С.И., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - ИП Иваничкиной Т.Я. (ОГРНИП 304673114900268, ул. Кирова, д. 22-д, кв. 79, г. Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованных лиц:
администрации г. Смоленска (ОГРН 1026701449719, ул. Октябрьской революции, д. 1/2, г. Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, пл. Николаева, д. 1, г. Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иваничкиной Татьяны Яковлевны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.03.2012 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 (судьи Полынкина Н.А., Дорошкова А.Г., Тиминская О.А.) по делу N А62-5127/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Иваничкина Т.Я. (далее - ИП Иваничкина Т.Я., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Смоленска (далее - Администрация) в согласовании акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, предполагаемой площадью 1200 кв.м., расположенного в городе Смоленске по ул. Кирова возле дома N 22Б, для размещения объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания, изложенного в письме от 13.09.2011 N 8-4998 и обязании администрации города Смоленска согласовать акт выбора земельного участка, согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.03.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Иваничкина Т.Я. просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт, полностью удовлетворив требования предпринимателя в полном объеме.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 12.02.2009 ИП Иваничкина Т.Я. обратилась в Главное земельное управление Смоленской области с заявлением об осуществлении выбора земельного участка в г. Смоленске по ул. Кирова возле дома N 22Б, предполагаемой площадью 1200 кв. м., и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства, здания торгово-бытового обслуживания. Земельный участок испрашивался для приобретения в аренду.
Главное земельное управление Смоленской области письмом от 27.02.2009 N 3493/3 сообщило, что обращение предпринимателя согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации направлено в администрацию г. Смоленска с приложением необходимых документов для выполнения мероприятий по выбору земельного участка и утверждения схемы его расположения.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска письмом от 31.03.2009 N 1428/23 сообщило Главному земельному управлению Смоленской области о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории сквера перед зданием общественного назначения, который эстетически организует пространство улицы. Существующее здание общественного назначения изначально запроектировано с отступом от красной линии улицы для создания масштабности и парадности застройки улицы с организацией перед зданием зеленой зоны (сквера). Кроме того, размещение какого-либо капитального строения на испрашиваемом участке нарушит сформированную градостроительную целостность существующей застройки. Данный участок по своим параметрам не предусматривает размещение какого-либо объекта капитального строительства кроме благоустройства и озеленения, поэтому обеспечение выбора земельного участка не представляется возможным. Также был направлен акт о выборе земельного участка для согласования.
В письме от 17.02.2011 N 3314/08, в ответ на заявление ИП Иваничкиной Т.Я. от 08.02.2011, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области сообщил предпринимателю, что Департаментом направлялось обращение в администрацию города Смоленска об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка, на которое был получен ответ о невозможности осуществления указанных мероприятий, о чем предпринимателю было сообщено в письме от 14.04.2009 N 7114/08. При этом Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области указал, что в настоящее время градостроительная ситуация испрашиваемого земельного участка не изменилась.
ИП Иваничкина Т.Я. провела необходимые процедуры согласований со всеми необходимыми организациями и направила акт о выборе земельного участка в администрацию города Смоленска.
Администрация в письме от 13.09.2011 N 8-4998 сообщила предпринимателю, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденными решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490, является озелененной и благоустроенной территорией общего пользования - площадью перед крупным общественным зданием (Смоленский центр научно-технической информации "ЦНТИ"). Данное здание изначально запроектировано с отступом от красной линии улицы для создания масштабности и парадности застройки улицы Кирова, что имеет важное градостроительное значение. Кроме того, разработан проект застройки микрорайона "Железнодорожник", включенный в Реестр градостроительной документации по застройке территории г. Смоленска, утвержденный Постановлением администрации г. Смоленска от 14.03.2007 N 672-адм, в соответствии с которой размещение объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено. В данном районе недостатка в учреждениях и предприятиях обслуживания не имеется. С учетом изложенного, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации варианты размещения объекта торгово-бытового обслуживания по ул. Кирова отсутствуют. Иными вариантами по размещению вышеназванного объекта в данном микрорайоне администрация города Смоленска не располагает.
Полагая, что отказ в согласовании акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, расположенного в городе Смоленске по ул. Кирова возле дома N 22Б, для размещения объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания, изложенный в письме администрации города Смоленска от 13.09.2011 N 8-4998 является незаконным, нарушает права предпринимателя в сфере экономической деятельности, ИП Иваничкина Т.Я. обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 11 указанной статьи Кодекса установлено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Из материалов дела усматривается, что в городе Смоленске имеется утвержденная градостроительная документация, а именно, правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490 (в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193).
Таким образом, в силу части 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок является озелененной и благоустроенной территорией общего пользования - площадью перед крупным общественным зданием (Смоленский центр научно-технической информации "ЦНТИ"). Данное здание изначально запроектировано с отступом от красной линии улицы для создания масштабности и парадности застройки улицы Кирова, что имеет важное градостроительное значение.
Постановлением администрации г. Смоленска от 14.03.2007 N 672-адм утвержден Реестр градостроительной документации по застройке территории г. Смоленска, в соответствии с которым размещение объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Вышеизложенное подтверждается протестом прокурора Промышленного района г. Смоленска от 15.12.2011 на приказ начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 07.10.2011 N 1933 "О формировании земельного участка для предоставления с аукциона".
Данный протест содержит требование об отмене приказа начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 07.10.2011 N 1933, как изданного незаконно, с нарушением требований п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном протесте прокурор Промышленного района г. Смоленска указал, что в силу требований приведенной нормы Земельного кодекса Российской Федерации при наличии градостроительной документации земельный участок должен предоставляться с проведением торгов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон N 2202-1) органы прокуратуры - это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 2202-1 предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами.
На основании протеста прокурора Промышленного района города Смоленска от 15.12.2011 N 826ж-11, 27.12.2011 Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области был издан приказ N 2455 об отмене приказа от 07.10.2011 N 1933.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что отказ администрации города Смоленска в согласовании акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, предполагаемой площадью 1200 кв.м., расположенного в городе Смоленске по ул. Кирова возле дома N 22Б, для размещения объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания не является незаконным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и признаны несостоятельными, и не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.03.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 по делу N А62-5127/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением администрации г. Смоленска от 14.03.2007 N 672-адм утвержден Реестр градостроительной документации по застройке территории г. Смоленска, в соответствии с которым размещение объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Вышеизложенное подтверждается протестом прокурора Промышленного района г. Смоленска от 15.12.2011 на приказ начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 07.10.2011 N 1933 "О формировании земельного участка для предоставления с аукциона".
Данный протест содержит требование об отмене приказа начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 07.10.2011 N 1933, как изданного незаконно, с нарушением требований п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном протесте прокурор Промышленного района г. Смоленска указал, что в силу требований приведенной нормы Земельного кодекса Российской Федерации при наличии градостроительной документации земельный участок должен предоставляться с проведением торгов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон N 2202-1) органы прокуратуры - это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 2202-1 предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2012 г. N Ф10-3431/12 по делу N А62-5127/2011