Резолютивная часть постановления изготовлена:16.10.2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19.10.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Шильненковой М.В. Толкачевой И.Ю. Чистовой И.В. |
от истца: |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика: |
не явился, извещен надлежаще; |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу N А08-10247/2011,
УСТАНОВИЛ:
Белгородское муниципальное унитарное предприятие "Городское водопроводно-канализационное хозяйство", ИНН 3123000623, ОГРН 1023101682559 (далее - МУП "Горводоканал") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском о взыскании с Управления Федеральной миграционной службы России по Белгородской области, ИНН 3123128207, ОГРН 1053107162877 (далее - УФМС России по Белгородской области) 96224 руб. 39 коп. основного долга по государственному контракту от 02.02.2011 N 279 на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в канализацию города Белгорода за период с 01.05.2011 по 30.09.2011.
В ходе рассмотрения спора УФМС России по Белгородской области заявлены встречные исковые требования о признании недействительными пунктов 3.1 государственного контракта от 02.02.2011 N 279 на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в части применения ссылки на п.3.4 контракта при учете объемов потребленной абонентом питьевой воды в случае отсутствия приборов учета, установленных на водопроводных вводах холодного водоснабжения (с учетом уточнения встречных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.04.2012 (судья Пономарева О.И.) первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 (судьи Колянчикова Л.А., Яковлев А.С., Алферова Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, Управление Федеральной миграционной службы России по Белгородской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в суд округа не явились. УФМС России по Белгородской области заявлено письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.02.2011 между МУП "Горводоканал" и УФМС России по Белгородской области (абонент) заключен государственный контракт N 297 на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в канализацию города Белгорода, в соответствии с п. 1.1 которого отпуск холодной питьевой воды абоненту и его субабонентам производится из системы водоснабжения г. Белгорода согласно ранее выданным техническим условиям, в пределах лимита по объему и в соответствии с нормативными документами по качеству. Прием сточных вод и загрязняющих веществ в составе сточных вод от абонента и его субабонентов в систему канализации г. Белгорода производится согласно выданным техническим условиям (п. 1.2).
Пунктом 2.1 государственного контракта определены обязанности МУП "Горводоканал", в том числе: обеспечить круглосуточную бесперебойную подачу абоненту холодной воды питьевого качества, соответствующего требованиям ГОСТов Р 51232-98, 2761-84, СанПин 2.1.4. 1074-01, СНиП 2.04.01-85 в объеме лимита 1173 куб. м. в год, 98 куб. м. в месяц ориентировочно; обеспечить круглосуточный бесперебойный прием сточных вод от абонента при условии их соответствия Правилам в объеме лимитов сброса 1173 куб. м. в год или 98 куб. м. в месяц; обеспечивать установленный в п.п. 2.1.1, 2.1.2 контракта режим отпуска холодной питьевой воды и приема сточных вод, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; производить расчеты с абонентом по действующим тарифам (с учетом категории потребителей), утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти Белгородской области.
В силу п. 2.2 контракта абонент обязан, в том числе: иметь согласованную с МУП "Горводоканал" схему подключения к системам водоснабжения и канализации с актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон с указанием контрольных точек для отбора проб сточных вод; узлы учета питьевой и сточных вод в соответствии с требованиями Правил и схемы водомерных узлов, согласованные с МУП "Горводоканал"; приборы учета холодной воды, сточных вод, разрешенные органами Госстандарта России для коммерческих расчетов; производить оплату услуг по опломбировке узлов учета; оплачивать отпущенную абоненту холодную питьевую воду и принятые МУП "Горводоканал" сточные воды абонента в порядке и сроки, предусмотренные контрактом; своевременно и правильно снимать показания приборов учета потребляемой холодной питьевой воды и сброшенных сточных вод в систему канализации г. Белгорода; ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца предоставлять показания приборов учета в МУП "Горводоканал"; соблюдать установленные лимиты и режимы забора холодной питьевой воды, а также лимиты сброса; обеспечить беспрепятственный доступ представителя МУП "Горводоканал" для контрольного снятия показаний приборов учета
Пунктом 2.4 государственного контракта предусмотрено, что МУП "Горводоканал" вправе требовать оплату за оказанные услуги согласно условий контракта; осуществлять контроль за правильностью учета объемов потребления питьевой холодной воды и сброса сточных вод абонента и его субабонентов; прекращать (ограничивать) отпуск абоненту с субабонентами питьевой холодной воды и прием от них сточных вод в случаях, предусмотренных Правилами; в случае несвоевременного предоставления абонентом сведений об объемах водоснабжения и водоотведения в срок, установленный п. 2.2.5 контракта, допускается определение фактического потребления питьевой воды и/или сброса сточных вод по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествовавших отчетному периоду.
Учет объемов сточных вод, принятых от абонента, принимается равным суммарному потреблению питьевой холодной воды и горячей воды либо по водохозяйственному балансу абонента (п. 3.2).
Согласно п. 4.1 контракта оплата за услуги по водоснабжению и водоотведению производится по тарифам, определяемым органами исполнительной власти Белгородской области в течение трех календарных дней со дня получения счета с акцептом либо в безакцептном порядке с учетом дополнительного соглашения между абонентом и кредитной организацией, своим платежным поручением на основании счета-фактуры или наличными в кассу МУП "Горводоканал". Расчетный месяц по контракту принимается равным одному календарному месяцу.
Общая сумма по контракту в силу п. 4.2 ориентировочно составляет 35424,60 руб. Оплата абонентом производится ежемесячно (п. 4.3). В случае необходимости МУП "Горводоканал" в срок до 12 числа следующего месяца за окончанием квартала, предоставляет абоненту акт сверки, срок рассмотрения которого установлен в 6 рабочих дней (п. 4.5).
В соответствии с п. 5.3 контракта абонент несет ответственность, в том числе: за ненадлежащее состояние и неисправность запорной арматуры и приборов учета холодной воды и сточных вод, а также за несвоевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, находящихся на балансе абонента; за отсутствие и нарушение целостности пломб на приборах учета; за просрочку ежемесячного платежа.
Расчет на водоснабжение и водоотведение в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 приведен в Приложении N 1 к государственному контракту, подписанном сторонами без замечаний и возражений. Также истцом и ответчиком подписаны акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение в спорный период УФМС России по Белгородской области своих обязательств по государственному контракту N 279, что привело к образованию задолженности абонента в указанном размере, расчет которой произведен истцом в отсутствие у ответчика приборов учета в соответствии с п.п. 3.1 и 3.4 контракта, п.п. 57, 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, МУП "Горводоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Считая условие п. 3.1 контракта, не соответствующим требованиям действующего законодательства в части применения отсылки на п. 3.4 контракта, УФМС России по Белгородской области заявлены встречные исковые требования о признании данного пункта недействительным.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования МУП "Горводоканал" и отказывая в удовлетворении встречного иска, суды обоснованно признали, что заключенный сторонами государственный контракт N 279 от 02.02.2011 по своей правовой природе является договором энергоснабжения, регулируемым нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 539 Гражданского Кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539, 547 Гражданского кодекса РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются, в том числе Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В силу пункта 11 Правил N 167, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 2.2.1 государственного контракта N 279 от 02.02.2011 установлена обязанность УФМС России по Белгородской области установить узлы учета питьевой и сточных вод, а также приборы учета холодной воды, сточных вод.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что объекты ответчика с 2009 года приборами учета холодной воды и сточных вод на сетях водоснабжения и водоотведения оборудованы не были, что обусловило неоднократные направления МУП "Горводоканал" предписаний в адрес абонента об установлении узлов учета, которые ответчиком фактически исполнены только в сентябре 2011 года.
При этом судом обоснованно отклонена ссылка ответчика на отсутствие финансирования на установку приборов учета, поскольку отсутствие финансирования не является обстоятельством, освобождающим абонента от обязанности по обеспечению учета водопотребления и от оплаты оказанных истцом услуг в установленном законом и государственным контрактом порядке.
В силу пункта 69 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором сторон.
Условиями пункта 3.1 контракта N 279 также предусмотрено, что учет объемов потребленной абонентом питьевой воды определяется в соответствии с данными учета фактического потребления воды по показаниям приборов учета, установленных на водопроводных вводах холодного водоснабжения, а при их отсутствии - в соответствии с п. 3.4 контракта, согласно которому объем потребленной абонентом воды принимается равным расчетному объему отпущенной ему МУП "Горводоканал" питьевой воды и определяется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при скорости движения воды в них 1,2 м/с и круглосуточном действии полным сечением согласно Правилам N 167.
Эти условия государственного контракта корреспондируют императивным нормам, закрепленным в п.п. 57, 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации N 167, применение которых было согласовано сторонами.
Так, в соответствии с пунктом 77 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с указанными Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57 - по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
Из расчета истца следует, что поскольку объекты ответчика не были оборудованы приборами учета, он исходил из сечения водопроводной трубы - 15 мм, учитывая подписанные представителями сторон акты разграничения эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения.
Тарифы, примененные истцом в расчете на услуги водоснабжения и водоотведения, установлены приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 22.11.2010 N 10/5 и являлись действующими в спорный период.
Согласно расчету истца задолженность ответчика за оказанные ему услуги составила 96224 руб. 39 коп.
При этом достаточные доказательства в опровержение данного расчета истца или используемых им данных заявителем кассационной жалобы, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, не представлены.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что факт поставки истцом в спорный период абоненту питьевой воды и сброса сточных вод в коммунальные системы, находящиеся в зоне эксплуатационной ответственности истца, объем оказанных услуг, а также отсутствие у абонента средств измерения потребленного коммунального ресурса, УФМС России по Белгородской области не оспаривается, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для применения МУП "Горводоканал" при расчете объема потребления и суммы задолженности ответчика положений п.п. 57, 77 Правил N 167, удовлетворив первоначальные исковые требования в указанном размере.
Довод заявителя жалобы о неправомерном применении судами к спорным правоотношениям сторон положений Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации N 167, несостоятелен.
Как следует из материалов дела, при заключении спорного контракта стороны согласовали возможность применения, в том числе действующих положений Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (преамбула, п. 8.5 настоящего контракта).
При этом каких-либо возражений относительно применения при исполнении условий спорного государственного контракта Правил N 167 ответчиком в ходе его подписания и исполнения не заявлялось.
Исходя из изложенного, арбитражный суд правомерно отказал ответчику в удовлетворении встречного иска о признании недействительным пункта 3.1 контракта в части применения п. 3.4, устанавливающих порядок учета объема потребления питьевой воды в отсутствие приборов учета, соответствующий порядку учета, содержащемуся в Правилах N 167, применение которых в силу их императивного характера, обязательно для сторон.
Довод заявителя жалобы о необоснованном взыскании с него, как государственного органа, в пользу истца судебных расходов в виде уплаты 3848, 98 руб. государственной пошлины получил надлежащую оценку арбитражного суда и обоснованно отклонен за несостоятельностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании п. 1 ст. 333.37 НК РФ не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" разъяснено, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Поскольку по настоящему делу судебный акт принят не в пользу ответчика, представляющего государственный орган, расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком в составе судебных расходов, в связи с чем государственная пошлина правомерно взыскана с ответчика, как стороны по делу, в пользу истца.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора, были предметом исследования арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов (ст. 288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу N А08-10247/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, при заключении спорного контракта стороны согласовали возможность применения, в том числе действующих положений Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (преамбула, п. 8.5 настоящего контракта).
При этом каких-либо возражений относительно применения при исполнении условий спорного государственного контракта Правил N 167 ответчиком в ходе его подписания и исполнения не заявлялось.
Исходя из изложенного, арбитражный суд правомерно отказал ответчику в удовлетворении встречного иска о признании недействительным пункта 3.1 контракта в части применения п. 3.4, устанавливающих порядок учета объема потребления питьевой воды в отсутствие приборов учета, соответствующий порядку учета, содержащемуся в Правилах N 167, применение которых в силу их императивного характера, обязательно для сторон.
...
Пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" разъяснено, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 октября 2012 г. N Ф10-3523/12 по делу N А08-10247/2011