Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объёме 31.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В., |
судей: |
Сорокиной И.В., |
|
Нарусова М.М. |
при участии в заседании: |
|
от истца: ООО "Лётка" ОГРН 1076829004383 ИНН 6829032887 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от ответчика: Администрация города Тамбова в лице Комитета градостроительства администрации города Тамбова ОГРН 1096829001610 ИНН 68200286001
от третьего лица: ОАО "Тамбовские коммунальные системы" |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лётка" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.05.2012 (судья Соловьева О.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 (судьи: Мокроусова Л.М., Сухова И.Б., Шеин А.Е.) по делу N А64-223/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лётка" (далее - ООО "Лётка", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к администрации города Тамбова в лице комитета градостроительства (далее Комитет, ответчик) о признании права собственности на здание магазина, литер А, общей площадью 185,8 кв. м и здание с хозяйственно-бытовыми помещениями, литер Б, общей площадью 55,2 кв. м, расположенные на земельном участке, общей площадью 1 554,0 кв. м, кадастровый номер 68:29:0312001:1026, по адресу: город Тамбов - 4, дом 26 Б.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Тамбовские коммунальные системы".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.05.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ООО "Лётка" обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просило отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, стороны в суд не явились. Кассационная инстанция считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507 утвержден план, предусматривающий организацию розничных рынков на территории области (Приложение N 1), в том числе специализированного рынка под управлением ООО "Лётка".
20.07.2007 между комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова и ООО "Лётка" заключен договор аренды земельного участка N 207 о предоставлении земельного участка, площадью 2606 кв. м, расположенного по адресу: город Тамбов - 4, в районе жилого дома 26 по ул. Сенько.
Постановлением администрации города Тамбова от 05.02.2008 N 654 адрес земельного участка, площадью 2 606 кв.м, кадастровый номер 68:29:0312001:0192, под микрорынком уточнен: город Тамбов - 4, дом 26 Б.
Постановлением администрации города Тамбова от 04.05.2009 N 3287 указанный земельный участок разделен: на земельный участок, площадью 1315,0 кв. м, под строительство здания розничного специализированного (продовольственного) рынка (далее - земельный участок N 1) и земельный участок, площадью 1291,0 кв. м, под организацию розничного специализированного (продовольственного) рынка (далее - земельный участок N 2).
При этом, пунктом 2 постановления администрации города Тамбова от 04.05.2009 N 3287 определено прекратить ООО "Лётка" право аренды земельного участка, площадью 1 315 кв.м, сохранив земельный участок, площадью 1 291 кв.м в аренде сроком по 13.07.2009 под организацию розничного специализированного (продовольственного) рынка по адресу: город Тамбов, дом 26 Б.
Согласно п. 3 указанного Постановления земельный участок, площадью 1 315 кв.м, предоставлен ООО "Лётка" из земель населенных пунктов предоставлен ООО "Лётка" в аренду сроком на три года под строительство здания розничного специализированного (продовольственного) рынка, по адресу: город Тамбов - 4, дом 26 Б.
Постановлением администрации город Тамбова 19.11.2009 N 8786 внесены изменения в площади земельных участков.
Так, площадь земельного участка N 1 изменена на площадь 1554,0 кв. м, а площадь земельного участка N 2 - на 1 052,0 кв. м.
Земельный участок N 2, площадью 1 052,0 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 68:29:0312001:1026, что подтверждается соответствующим кадастровым паспортом.
Договор аренды от 20.07.2007 N 207 расторгнут в соответствии с соглашением сторон от 16.09.2010.
Вместе с тем, 14.10.2011 между комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова и ООО "Лётка" заключен новый договор аренды N 251.
Согласно договору ООО "Лётка" предоставлен в аренду земельный участок, кадастровый номер 68:29:0312001:1026, общей площадью 1 554,0 кв. м, расположенный по адресу: город Тамбов - 4, дом 26 Б, под строительство здания розничного специализированного (продовольственного) рынка.
На основании постановления администрации города Тамбова от 18.04.2012 N 2960 срок указанного договора продлен до 01.05.2013.
02.08.2011 ООО "Лётка" обратилось в администрацию города Тамбова с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию магазина, литер А, общей площадью 185,8 кв. м, и нежилого здания с хозяйственно-бытовыми помещениями, литер Б, общей площадью 55,2 кв. м, расположенные на земельном участке, общей площадью 1 554,0 кв. м, кадастровый номер 68:29:0312001:1026, по адресу: город Тамбов - 4, дом 26 Б.
Письмом от 10.08.2011 N Е 1-707 Комитет отказал ООО "Лётка" на ввод в эксплуатацию спорных зданий, вследствие отсутствия разрешения на строительство указанных объектов.
Полагая, что действия Комитета, связанные с отказом на ввод в эксплуатацию спорных зданий, являются неправомерными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судом, в соответствии с протоколом N 58 заседания градостроительного совета при администрации города Тамбова от 15.09.2010 одобрен эскизный проект здания розничного специализированного (продовольственного) рынка, для разработки проектной документации.
Согласно Проекта том 1 "Генплан. Архитектурный раздел", разработанный ООО "Аркадий", спорные здания нанесены на разбивочный чертеж, который согласован с управлением архитектуры и градостроительства мэрии города Тамбова. Также спорные здания нанесены на генплан альбома презентации "Продовольственный рынок ООО "Летка", разработанный ООО "Творческая мастерская Чибисова", который одобрил Градостроительный совет при администрации города Тамбова.
На основании выводов технических заключений, выполненных ООО "Аркадий", эксплуатация нежилых зданий литер А и литер Б, возможна. Основные строительные конструкции нежилых зданий находятся в работоспособном техническом состоянии.
В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" от 28.09.2011 N 1259 вышеуказанные нежилые здания соответствуют требованиям СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", СП 3.5.3.1129-02. "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации", СП 1.1.1058-01 "Организация производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических мероприятий".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что после получения паспорта исходных данных и согласования проектной документации ООО "Лётка" не осуществляло строительство, а реконструировало нежилые здания, расположенные на земельном участке, кадастровый номер 68:29:0312001:1026, под здание магазина литер А, общей площадью 185,8 кв. м, и нежилое здание, литер Б (бывшее здание КНС), общей площадью 55,2 кв. м, под хозяйственно-бытовое здание.
Сведения о принадлежности указанных объектов недвижимости и разрешение на их реконструкцию в материалы дела не представлены.
Согласно данным, изложенным во вводной части вышеуказанных технических заключений время постройки объектов до реконструкции указано как 1980 год.
Из акта безвозмездной приема-передачи здания КНС и склада, расположенных по адресу: город Тамбов - 4, дом 26 Б следует. Что указанные здания переданы МУП "Водоканал" ИП Семеновой Л.А. 23.06.2005.
Таким образом, передача вышеуказанных объектов недвижимости состоялась после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Соответственно, переход права подлежал государственной регистрации.
Решение о создании общества с ограниченной ответственностью "Лётка" также имело место в период действия указанного Федерального закона.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на спорные объекты к ООО "Лётка" или его единственному учредителю Семеновой Л.А., а также доказательств внесения спорного имущества в уставный капитал ООО "Лётка" в суд не представлено.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал на следующие обстоятельства.
Положениями п. 1 ст. 222 ГК РФ определено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Указанные нормы распространяются не только на создание нового здания, строения, сооружения, но и на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы, в том числе сведения о правообладателях реконструируемого объекта.
На основании п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что спорные строения являются самовольной постройкой.
С учетом изложенного, суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.05.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 по делу N А64-223/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями п. 1 ст. 222 ГК РФ определено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
...
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы, в том числе сведения о правообладателях реконструируемого объекта.
На основании п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта"
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2012 г. N Ф10-3915/12 по делу N А64-223/2012