Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 07.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи
Егорова Е.И.
Судей:
Ермакова М.Н.
Радюгиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакаевым В.Н.
Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Смоленской области - помощник судьи Корчик М.В.; от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Бакаев В.Н.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание, установлены судьей Арбитражного суда Смоленской области Вороновой В.В.
При участии в заседании от: |
|
|
ИФНС России по г. Смоленску 214 018, г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 23-в ОГРН 1106731005260 |
|
не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом; |
|
|
|
ООО "Константа", 394026, г. Воронеж, ул. Текстильщиков, д. 2а, почтовый адрес: 214 000, г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 5, оф. 410 ОГРН 1053600171570 |
|
не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу ИФНС России по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2012 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тиминская О.А.) по делу N А62-2767/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Константа" (далее - Общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Смоленску (далее - Инспекция) от 07.02.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения к ООО "Драйв".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого апелляционного суда от 04.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на необоснованность принятых решения и постановления, просит их отменить и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 14.09.2012 жалоба Инспекции принята к производству ФАС ЦО и удовлетворено ходатайство об участии представителей Инспекции в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области.
При исполнении отдельного поручения Арбитражным судом Смоленской области в ходе проверки полномочий представителей лиц, участвующих в деле было установлено, что в суд области явился представитель (доверенность N 04-03/76 от 08.10.2012) ИФНС России N 5 по Смоленской области Ватутина Н.С. Со слов представителя Ватутиной Н.С. ИФНС России N 5 по Смоленской области и ИФНС России по г. Смоленску являются различными юридическими лицами, и ИФНС России N 5 по Смоленской области не является правопреемником ИФНС России по г. Смоленску. Учитывая, что никаких документов подтверждающих правопреемство ИФНС России N 5 по Смоленской области в суд представлено не было, суд не признал Ватутину Н.С. представителем ИФНС России по г. Смоленску, однако разрешил ей находится в зале судебного заседания Арбитражного суда Смоленской области при проведении видеоконференц-связи с ФАС ЦО.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.04.2005 и поставлено на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России N 12 по Воронежской области.
ООО "Драйв" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.08.2009 по юридическому адресу: г. Смоленск, проспект Гагарина, д. 32, кв. 1, и состоит на налоговом учете в Инспекции.
Единственным участником ООО "Драйв" и единственным участником Общества 26.10.2011 приняты решения о реорганизации указанных юридических лиц в форме присоединения Общества (присоединяемого общества) к ООО "Драйв" (основное общество); между указанными юридическими лицами заключен договор присоединения от 26.10.2011, в котором определен порядок реорганизации, распределение прав и обязанностей основного и присоединяемого обществ в процессе реорганизации, размер уставного капитала, доли участников.
Решениями от 26.10.2011 ООО "Драйв" поручено выполнить действия по оформлению документов и государственной регистрации.
В Инспекцию 31.01.2012 поданы заявления от Общества о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме N Р16003 и от ООО "Драйв" о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001, с приложением необходимых документов для регистрации.
Инспекцией, как регистрирующим органом 07.02.2012 приняты решения об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Общества при реорганизации в форме присоединения, в связи с представлением недостоверных сведений о месте нахождения ООО "Драйв", и об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении ООО "Драйв" в связи с отсутствием в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного Общества.
Не согласившись с принятым Инспекцией решением от 07.02.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды, рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
В соответствии с положениями ст. 51 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации установлен Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
В силу п. 3 ст. 17 названного Закона N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями его учредительных документов, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" в заявлении о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма N Р16003) подтверждается, что передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам прекратившего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы прекратившего деятельность присоединенного юридического лица уведомлены в письменной форме о реорганизации; содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Суд правильно указал, что иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом N 129-ФЗ не предусмотрено, приведенный в ст. 23 Закона N 129-ФЗ перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктами 4, 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.
Из подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся такие сведения и документы о юридическом лице, как адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Как установлено судом Общество представило в Инспекцию документы, указанные в ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
В представленном заявлении по форме N P16003 содержатся сведения об адресе юридического лица, к которому осуществляется присоединение (ООО "Драйв"): 214018, Смоленская область, г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 32, кв. 1.
Достоверность адреса, указанного в заявлении по форме N P16003, подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ N 1689 от 16.05.2012 в отношении ООО "Драйв". Поэтому суд правильно указал, что Общество, являясь присоединяемым юридическим лицом, не могло указать иной адрес места нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.
Тем более, что доказательств внесения в ЕГРЮЛ изменений относительно сведений о юридическом адресе ООО "Драйв" в материалы дела не представлено.
Суд также обоснованно отметил, что в рамках полномочий, предоставленных регистрирующему органу Законом N 129-ФЗ, Инспекция не вправе проводить какие-либо мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом.
Судами установлено, что предусмотренные ст. 23 Закона N 129-ФЗ правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения к ООО "Драйв" у Инспекции не имелись.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Довод подателя жалобы о том, что на момент государственной регистрации у регистрирующего органа имелась информация о недостоверности сведений, содержащихся в представленных Обществом на регистрацию документах (об адресе ООО "Драйв"), противоречит материалам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Исследуя довод Инспекции о том, что в письме нотариус Аверьянова М.В (вх. N 8424 от 04.06.2012) указывает на несовершение удостоверения подлинности подписи директора Общества Смирнова И.В. 16.01.2012, суд апелляционной инстанции правильно указал следующее. Данное письмо без проверки факта соответствия либо несоответствия на документах, представленных в регистрирующий орган, подписи нотариуса и его печатей действительным образцам, не может с очевидной бесспорностью свидетельствовать о недостоверности документа, тем более что данное обстоятельство не являлось основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Общества при реорганизации в форме присоединения к ООО "Драйв".
Все доводы кассационной жалобы рассмотрены по существу судами первой и апелляционной инстанций, им дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены обжалуемых решения и постановления у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов также, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 по делу N А62-2767/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Смоленску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Достоверность адреса, указанного в заявлении по форме N P16003, подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ N 1689 от 16.05.2012 в отношении ООО "Драйв". Поэтому суд правильно указал, что Общество, являясь присоединяемым юридическим лицом, не могло указать иной адрес места нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.
Тем более, что доказательств внесения в ЕГРЮЛ изменений относительно сведений о юридическом адресе ООО "Драйв" в материалы дела не представлено.
Суд также обоснованно отметил, что в рамках полномочий, предоставленных регистрирующему органу Законом N 129-ФЗ, Инспекция не вправе проводить какие-либо мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом.
Судами установлено, что предусмотренные ст. 23 Закона N 129-ФЗ правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения к ООО "Драйв" у Инспекции не имелись."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2012 г. N Ф10-3778/12 по делу N А62-2767/2012