Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 09.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Степиной Л.В. |
Судей: |
|
Шелудяева В.Н. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
|
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (390000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 35, ОГРН 1046209031384) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от общества с ограниченной ответственностью "Бастион" (390000, г. Рязань, ул. Спартаковская, д. 30, ОГРН 1026200953800) |
|
- Коломина В.В. - представителя (доверенность от 12.12.2011 б/н.); |
от общества с ограниченной ответственностью "АварКом" (390000, г. Рязань, Первомайский пр., д. 27, оф. 217, ОГРН 1056204061330) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (390044, г. Рязань, ул. Крупской, д. 17, ОГРН 1026201266190) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: |
|
|
Правительства Рязанской области (390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 30, ОГРН 1026201259480) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2012 (судья Крылова И.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 (судьи Дорошкова А.Г., Стаханова В.Н., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-5870/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бастион" (далее по тексту - ООО "Бастион", Общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра по Рязанской области, Управление) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:16 площадью 5227, 80 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Спартаковская, 30 (Советский округ), равной его рыночной стоимости в размере 9478001 руб.;
- обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:16, площадью 5227,80 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Спартаковская, 30 (Советский округ), на его рыночную стоимость в размере 9478001 руб.;
- установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:19 площадью 4888,00 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Спартаковская, 30 (Советский округ), равной его рыночной стоимости в размере 8979256 руб.;
- обязании ФГУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:19 площадью 4888,00 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Спартаковская, 30 (Советский округ), на его рыночную стоимость в размере 8 979 256 руб.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены ООО "АварКом", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области. Последнее в соответствии со статьей 48 АПК РФ заменено его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области.
Решением арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Рязанской области просит, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, осудив доводы, указанные в жалобе, заслушав в судебном заседании объяснения представителя Общества, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как установлено судом, ООО "Бастион" является собственником земельных участков площадью 5227,80 кв. м с кадастровым номером 62:29:0080043:16 и площадью 4888,00 кв. м с кадастровым номером 62:29:0080043:19, расположенных по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Спартаковская, 30 (Советский округ); категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания торгового комплекса.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" (опубликовано в газете "Рязанские ведомости" от 23.12.2009 (специальные выпуски N N 1-3) утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к Постановлению).
Согласно упомянутому Постановлению удельные показатели кадастровой стоимости каждого из указанных земельных участков Общества составили 7233,38 руб. за один квадратный метр, при этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:16 составила 37814663,96 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:19 составила 35 356 761,44 руб.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков Общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости этих участков. Согласно отчетам ООО Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" от 15.11.2010 N N 424/2010 и 423/2010, рыночная стоимость земельных участков Общества по состоянию на 01.01.2010 составляет 8806961,00 руб. и 8234520,00 руб.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в части определения кадастровой стоимости земельных участков и удельного показателя кадастровой стоимости значительно превышают рыночную стоимость земельных участков, ООО "Бастион" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с указанным выше требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, правильно руководствуясь следующим.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Суды, ссылаясь на вышеприведенные нормы земельного законодательства, правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, пришли к обоснованному выводу, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, при этом предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельных участков, принадлежащих Обществу, являлось ООО "АварКом". Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области отраженны в отчете N 2118-1/2008.
Судом установлено, что указанная кадастровая оценка земель проведена с нарушением требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) и Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39; далее также - Методические указания).
Так, пунктом 5 Правил установлено, что основой для государственной кадастровой оценки земель поселений является статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Из анализа положений пунктов 2.2.1, 2.2.7 Методических указаний и пункта 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, суд правильно заключил, что установление кадастровой стоимости, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется не в отрыве, а на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Суд также указал, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - обществом "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости.
Вместе с тем сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций-банкротов), об ипотечных сделках, не осуществлялся.
Суды обратили внимание, что с межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, Управлением Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" материалы дела не представлены.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков судом первой инстанции установлена необходимость применения специальных знаний, в связи с чем по ходатайству истца арбитражным судом была назначена по делу судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "Аудитпартнер" от 17.02.2012 N 1788 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:16 по состоянию на 01.01.2010 составила 9478001 руб., земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:19 - 8979256 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), оценка которого осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, экспертное заключение, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости поименованных выше земельных участков, равной его рыночной стоимости, в размере 9478001 рублей и 8979256 руб.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа считает, что данные выводы основаны на оценке судами всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений изложенных выше нормативных правовых актов, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, в связи с чем являются законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Управление Росреестра по Рязанской области не являются надлежащими ответчиком по настоящему спору, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Из части 2 указанной статьи следует, что предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 указанного Положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 1.12.2010.
Из материалов дела следует, что 25.01.2012 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"). Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Учреждения от 25.10.2011 N 128.
Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале, филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
Ввиду указанного суд правильно признал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является только исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, на которое судом возлагается обязанность внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Другие доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, эти доводы не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых в кассационном порядке решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А54-5870/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 указанного Положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 1.12.2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 ноября 2012 г. N Ф10-3846/12 по делу N А54-5870/2010
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2918/13
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2918/13
09.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3846/12
20.06.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2789/12
20.06.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2800/12
25.04.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5870/10