Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей: |
Егорова Е.И. |
|
Шуровой Л.Ф. |
при участии в заседании: от ООО "БН-Автополюс" 241520, Брянская обл., Брянский р-н, п. Супонево, пер. Комсомольский, д. 4, ОГРН 1033221009799
от МИФНС России N 10 по г. Брянской области 241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53
от МИФНС России N 5 по Брянской области 241035, г. Брянск, ул. Ульянова, д. 35 |
Рыбкина Е.В. - представитель, дов. от 13.01.12 г. N 05-03/000605
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.08.12 г. (судья И.Э. Грахольская) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.12 г. (судьи О.А. Тиминская, Н.В. Еремичева, В.Н. Стаханова) по делу N А09-5350/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БН-Автополюс" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области (далее - регистрирующий орган) от 28.02.12 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании совершить регистрационные действия о прекращении деятельности ООО "БН-Автополюс" в связи с его ликвидацией.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная ИФНС России N 5 по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.08.12 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.09.12 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба регистрирующего органа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права.
Третье лицо в отзыве на жалобу высказывает согласие с изложенными в ней доводами.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя Общества, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, ликвидатором Общества в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.01 г. N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ), в том числе ликвидационный баланс.
Регистрирующий орган отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица мотивировал отсутствием ликвидационного баланса, поскольку посчитал, что в представленном ликвидационном балансе содержатся недостоверные сведения - не отражена задолженность Общества по уплате налогов.
Удовлетворяя заявление Общества, суды обоснованно руководствовались следующим.
Порядок ликвидации юридического лица содержится в ст. 63 ГК РФ, согласно которой ликвидатор помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами: принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (ч. 2 ст. 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами. Этот срок, согласно ч. 1 ст. 63 ГК РФ, не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Судами установлено, что в журнале "Вестник государственной регистрации" от 09.11.11 г. N 44 было опубликовано уведомление о ликвидации Общества с указанием адреса, по которому кредиторами могут быть предъявлены требования в течение 2 месяцев с момента публикации, а регистрирующий орган 11.11.11 г. в ЕГРЮЛ внес соответствующую запись о назначении ликвидатора Общества.
Поскольку в установленный законом срок кредиторы (в том числе МИФНС России N 5 по Брянской области) не предъявили требований ликвидатору, был составлен промежуточный ликвидационный баланс, который был утвержден единственным участником Общества и представлен в регистрирующий орган, который 27.01.12 года внес в ЕГРЮЛ соответствующую запись.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (ч. 5 ст. 63 ГК РФ).
В силу ч. 4 ст. 64 ГК РФ, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Таким образом, процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривает обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требований - обязанность оспаривания такого отказа в суде.
Поскольку доказательств того, что МИФНС России N 5 в установленном законом порядке предъявляла ликвидатору требования о погашении задолженности Общества по уплате налогов, оснований считать, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не имеется. Представленные в суд копии требований, направлявшихся третьим лицом Обществу, такими доказательствами не являются, поскольку направлялись по истечении установленного ч. 1 ст. 63 ГК РФ срока, и не в адрес ликвидатора.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что оспариваемый отказ регистрирующего органа противоречит положениям Закона N 129-ФЗ, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы регистрирующего органа основаны на ошибочном толковании примененных судами норм материального права, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 3 августа 2012 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2012 года по делу N А09-5350/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (ч. 5 ст. 63 ГК РФ).
В силу ч. 4 ст. 64 ГК РФ, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
...
Поскольку доказательств того, что МИФНС России N 5 в установленном законом порядке предъявляла ликвидатору требования о погашении задолженности Общества по уплате налогов, оснований считать, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не имеется. Представленные в суд копии требований, направлявшихся третьим лицом Обществу, такими доказательствами не являются, поскольку направлялись по истечении установленного ч. 1 ст. 63 ГК РФ срока, и не в адрес ликвидатора.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что оспариваемый отказ регистрирующего органа противоречит положениям Закона N 129-ФЗ, является правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 декабря 2012 г. N Ф10-4280/12 по делу N А09-5350/2012