г. Тула |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А09-5350/2012 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Стахановой В.Н., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой Е.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу МИФНС России N 10 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.08.2012 по делу NА09-5350/2012 (судья Грахольская И.Э.), принятое по заявлению ООО "БН-Автополюс" к МИФНС России N 10 по Брянской области, третье лицо: Межрайонная ИФНС России N5 по Брянской области, о признании решения недействительным, при участии: от заявителя: Лякишева С.А. - представителя по дов. N 01 от 10.01.12, от ответчика: Брянцевой С.В. - гл.специалиста по дов. N 2 от 05-05/00060, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "БН-Автополюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 28.02.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании совершить регистрационные действия о прекращении деятельности ООО "БН-Автополюс" в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 03.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу.
Инспекция ФНС N 5 по Брянской области в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в ее отсутствие в порядке ст. ст. 266, 156 АПК РФ.
Оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что 20.02.2012 ликвидатором ООО "БН-Автополюс" в Инспекцию был представлен пакет документов (вх. N 1853А, в т. ч. заявление формы 16001, документ об оплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление сведений в ПФР, ликвидационный баланс, решение), с целью осуществления регистрирующим органом государственной регистрации юридического лица.
Инспекцией 28.02.2012 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам материального права, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура ликвидации юридического лица была соблюдена Обществом и у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Апелляционная инстанция находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии со ст. 1 Закона о регистрации настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст.ст. 20 - 22 указанного Федерального закона.
Статьей 21 Закона о регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
На основании п. 1 ст. 21 Закона о регистрации, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
а) непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 23 настоящего Закона.
В рассматриваемой ситуации качестве основания для отказа в государственной регистрации Инспекция указала на непредставление определенных статьей 21 Закона о регистрации документов. Регистрационный орган исходил из того, что заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией содержит недостоверные сведения, что процедура ликвидации не завершена, ликвидационной комиссией (ликвидатором) не выполнены все мероприятия, связанные с ликвидацией - не завершены расчеты с одним из кредиторов в лице налогового органа.
При этом, как усматривается из материалов дела, и подтверждено распиской в получении документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, Инспекцией был принят полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица: заявление по форме N Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Порядок ликвидации истцом соблюден.
Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 63 ГК РФ, в соответствии с п. 1 которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
В соответствии с п. 2 названной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
На основании ст. 64 ГК РФ налоговый орган является кредитором, и его требования об уплате обязательных платежей в бюджет включаются в общий список требований кредиторов в порядке очередности.
Судом установлено, что ООО "БН-Автополюс" имеется задолженность по налоговым платежам, возникшим по результатам проведенной в 2010 году выездной налоговой проверки общества. Итоги выездной проверки оспорены ООО "БН-Автополюс" в арбитражном суде. Инспекция отстояла свою позицию в ходе судебного разбирательства и приняла меры к принудительному взысканию задолженности через службу судебных приставов-исполнителей.
18.01.2012 судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства в связи с нахождением должника в стадии ликвидации.
МИФНС России N 5 по Брянской области представлены требования об оплате пени от 14.02.2012, 06.03.2012, 09.04.2012, 10.05.2012, 11.07.2012.
Вместе с тем сведения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "БН-Автополюс" опубликованы 09.11.2011, следовательно, срок для предъявления требований кредиторами, в том числе и инспекцией, истек в январе 2012 года.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации Общества и до утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган предъявил ликвидационной комиссии требование о задолженности в установленный срок.
Поскольку Обществом в Инспекцию с целью государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией были представлены все необходимые документы, в том числе ликвидационный баланс, решение от 28.02.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что процедура ликвидации Общества при наличии у него непогашенной кредиторской задолженности должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", отклоняется.
В связи с тем, что сумма задолженности не была погашена, МИФНС России N 5 по Брянской области обращалась в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО "БН-Автополюс".
Арбитражный суд 12.05.2011 по делу N А09-1692/2011 вынес определение о прекращении производства по делу о признании несостоятельным (банкротом) ООО "БН-Автополюс", поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие или вероятность обнаружения у должника имущества, достаточного для финансирования расходов по делу о банкротстве, в том числе на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также для погашения задолженности перед публично-правовым образованием. Судебный акт вступил в законную силу.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.08.2012 по делу N А09-5350/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
В.Н.Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5350/2012
Истец: ООО " БН-Автополюс "
Ответчик: МИФНС России N 10 по Брянской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N5 по Брянской области