Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
|
Смолко С.И. Ключниковой Н.В. |
при участии в заседании: |
|
|
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (241050, г. Брянск, ул. 3-го Июля, д. 27, ИНН 3234034811) |
|
- Корчигиной О.В. - представитель по доверенности N 15-48/3113 от 18.04.2012, |
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (241002, г. Брянск, пр-кт. Ленина, д. 35, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568
от Прокуратуры Брянской области (241050,г. Брянск, б-р Гагарина, д. 28)
|
|
- Бокаревой С.А. - представитель по доверенности от 10.01.2012,
- Богдановой Н.С. - представитель по доверенности N 08/11 от 30.12.2011 |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.06.2012 (судья Р.Е. Запороженко) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 (судьи Е.Н. Тимашкова, А.Г. Дорошкова, Г.Д. Игнашина) по делу N А09-3045/2012,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра) о признании недействительными отказов в государственной регистрации постановки на учет как бесхозяйных объектов:
- тепловой сети протяженностью 23 м от ТК 8 до жилого дома N 23 по улице Олега Кошевого города Брянска от 20.02.2012 N 01/095/2011-516;
- дворовой канализации протяженностью 29 м к жилому дому N 10 по улице Пролетарской в п. г.т. Белые Берега Фокинского района г. Брянска от 21.02.2012 N 01/095/2011-521;
- водопровода протяженностью 15,1 м до жилого дома N 9 по улице Красной Гвардии города Брянска от 30.01.2012 N 01/095/2011-283;
- кабельной линии, протяженностью 100 м от ТП 124 до жилого дома N 8 по улице Вяземского в городе Брянске от 16.03.2012 N 01/011/2012-372.
Решением арбитражного суда от 13.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, Управление Росреестра обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 06.12.2011, 22.12.2011, 17.01.2012 Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о постановке на учет как бесхозяйных следующих объектов: тепловой сети протяженностью 23 м от ТК 8 до жилого дома N 23 по улице Олега Кошевого города Брянска; дворовой канализации протяженностью 29 м к жилому дому N 10 по улице Пролетарской в п. г.т. Белые Берега Фокинского района г. Брянска; водопровода протяженностью 15,1 м до жилого дома N 9 по улице Красной Гвардии города Брянска; кабельной линии протяженностью 100 м от ТП 124 до жилого дома N 8 по улице Вяземского в городе Брянске.
Уведомлениями от 20.01.2012 N 01/095/2011-516, от 21.01.2012 N 01/095/2011-521, от 30.12.2011 N 01/095/2011-293 и от 16.02.2012 N 01/011/2012-40 Управлению было сообщено о приостановлении государственной регистрации постановки на учет бесхозяйных недвижимых объектов сроком на один месяц.
30.01.2012, 20.02.2012, 21.02.2012 и 16.03.2012 Управление Росреестра отказало в требуемой государственной регистрации, сославшись на то, что все объекты входят в состав сложных вещей, образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и государственная регистрация возможна только в составе сложных вещей.
Полагая, что решения об отказе в государственной регистрации не соответствуют гражданскому законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции органа по государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
Пункт 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
При этом статья 20 вышеуказанного Закона устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в постановке на учет вышеназванных объектов как бесхозяйных послужили выводы регистрирующего органа о вхождении этих объектов в состав сложной вещи, а поэтому их постановка на учет возможна только в составе сложной вещи.
Признавая указанные выводы Управления Росреестра неправомерными, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учету.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, объектами кадастрового учета являются объекты недвижимости, в том числе здания, сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в п. 8 указанного Порядка.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14 указанного Закона).
Органы технической инвентаризации вправе составлять единый технический и кадастровый паспорт только в отношении тех объектов, которые связаны единой правовой судьбой.
Как предусмотрено пунктом 3 Инструкции по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.09.1975 N 378, технической инвентаризации подлежат:
а) жилые, административные, производственные здания и сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены;
б) водоводы, коллекторы, распределительные (магистральные, дворовые) трубопроводы водопровода и канализации и сооружения на них.
На основании пункта 4 указанной Инструкции единицей учета является инвентарный объект. За инвентарный объект принимается:
а) жилое, административное, производственное здание или группа зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке;
б) комплекс сооружений: водозабора, очистки, хранения и подачи (насосные станции и напорные сооружения) воды с территорией, на которой они расположены;
в) комплекс очистных сооружений канализации с их территорией;
г) водовод-трубопровод, транспортирующий воду до распределительных сетей;
д) магистральный (с попутным расходом воды) трубопровод, распределительный трубопровод, проложенный к потребителям воды, распределительная сеть водопровода до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства;
е) коллектор, главный коллектор (к которому подсоединено два и более коллекторов бассейнов канализования);
ж) собирающая и отводящая сети трубопроводов каждого отдельного бассейна канализования (бассейн канализования - часть канализованной территории, ограниченная водоразделом);
з) канализационная сеть до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства.
Как следует из материалов дела, в отношении тепловых сетей, дворовой канализации, водопровода, кабельной линии, заявленных к постановке на учет как бесхозяйных объектов, осуществлена техническая инвентаризация уполномоченным органом, по результатам которой заявителю выданы кадастровые паспорта на эти объекты, свидетельствующие об отнесении их к объектам недвижимости.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно признал незаконным оспариваемое решение регистрирующего органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 13.06.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по делу N А09-3045/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, объектами кадастрового учета являются объекты недвижимости, в том числе здания, сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в п. 8 указанного Порядка.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14 указанного Закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 декабря 2012 г. N Ф10-4649/12 по делу N А09-3045/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2334/13
15.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2334/2013
22.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2334/13
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4649/12
01.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3777/12
05.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3777/12
13.06.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3045/12
29.05.2012 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3045/12