См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 мая 2012 г. N Ф10-1418/12 по делу N А68-10582/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 25.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Стрегелевой Г.А. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Черметимпекс" (ОГРН 1027100689241, г. Тула, ул. Фабричная, д. 3, 300027) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056, г. Тула, ул. Сойфера, д. 20А, 300041) от третьего лица: Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (ОГРН 1027739346502, г. Москва, проспект Вернадского, 37, корп. 2, 119415) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (ОГРН 1097154014154, г. Тула, ул. Сойфера, 16, 300041) |
Щербаковой А.В. - представителя (дов. от 13.04.2012 N 02/1-23/33, пост.);
Сомовой О.В. - представителя (дов. от 14.06.2012 N 03-13/341, пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Черметимпекс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2012 (судья Андреева Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 (судьи Тимашкова Е.Н., Дорошкова А.Г., Еремичева Н.В.) по делу N А68-10582/11,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Черметимпекс" (далее - ОАО "Черметимпекс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление, УФРС, регистрирующий орган) о признании незаконными действий: по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на административное здание БТИ (запись регистрации N 71-71-01/064/2011-086); по государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на административное здание БТИ, общей площадью 7204,9 кв.м, лит. А1, А2, а1, расположенное по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, д. 13 (запись регистрации N 71-71-01/064/2011-079), а также просило обязать Управление исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество записи регистрации N 71-71-01/064/2011-086 и N 71-71-01/064/2011-079 в установленный законом срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Территориальное управление Росимущества в Тульской области.
Решением суда от 11.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2012 решение от 11.09.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с нарушением норм материального, процессуального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав доводы представителей Управления, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в рамках объединенного дела N А68-8137/10, А68-5474/10 рассматривались исковые требования ОАО "Черметимпекс":
- истребовать из чужого незаконного владения:
- у администрации МО г. Тула - незавершенный строительством объект - помещение "кафе-кулинарии", расположенный по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 11 (встроенная часть), обозначенный при повторной регистрации права собственности МО г. Тула на этот же объект (запись о регистрации N 71-71-01/017/2010-490; свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ 100360) как квартира 67 дома 11 по ул. Фрунзе г. Тулы за условным номером 71-71-01/017/2010-490. Истребование осуществить в составе помещений, обозначенных в инвентарном деле N 23162 по домовладению ул. Фрунзе, 11 на плане первого этажа объекта лит.А, квартира 67, под номерами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
- у ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не завершенный строительством объект - помещение "кафе-кулинарии", расположенный по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 11 (встроенная часть), обозначенный при повторной регистрации права собственности Российской Федерации (запись регистрации N 71-71-01/040/2008-268; свидетельство о государственной регистрации права 71-АВ N 349028 от 14.08.2009) литерой А2 как не завершенный строительством объект (здание библиотеки) по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 13.
- взыскать с ответчиков убытки, причиненные повреждениями, нанесенными имуществу истца, которые придется понести истцу для восстановления имущества в первоначальное состояние:
- с МО г. Тула - 212718 руб., на основании локального сметного расчета N 1, составленного в ценах по состоянию на 1 квартал 2011 года, являющегося приложением к акту экспертизы от 31.03.2011 N 221-11;
- с ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 12773149 руб. (в том числе 8820525 руб. по техподполью и первому этажу и 3952599 руб. по второму этажу) на основании локальных сметных расчетов N 2 и N 3, являющихся приложением к акту экспертизы от 31.03.2011 N 221-11.
- признать договор мены от 29.08.2008 ничтожным в части мены помещений "кафе-кулинарии", соответствующих лит.А2, в связи с тем, что указанным имуществом истца распорядился не собственник;
- обязать ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" внести изменения в технические паспорта на жилые дома, расположенные по адресам: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 11 и г. Тула, ул. Фрунзе, д. 13, исключив из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 13, помещение, обозначенное лит.А2, включив указанное помещение в технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 11.
- признать право собственности МО г. Тула (свидетельство серии 71 АП N 000360 от 18.05.2010) на помещения общей площадью 70,3 кв.м квартиры 67, первый этаж, г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, д. 11, обозначенные в инвентарном деле N 23162 на домовладение ул. Фрунзе, 11 на плане первого этажа объекта лит.А, квартира 67, под номерами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 отсутствующим.
- признать право собственности МО г. Тула (свидетельство о собственности серии 71 АБ N 029947 от 12.06.2005) на не завершенный строительством объект - библиотека общей площадью 4077,7 кв.м лит.А1, А2, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 13, в части литеры А2 отсутствующим на дату осуществления государственной регистрации данного права 12.07.2005.
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:040 109:106, на котором расположен не завершенный строительством объект - библиотека по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 13, лит. А1, лит. А2, отсутствующим.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса РФ предъявило встречный иск к ОАО "Черметимпекс", в котором просило признать не завершенное строительством пристроенное "кафе-кулинария" уч. 7, Красноармейского микрорайона, ул. Фрунзе, д. 11, отсутствующим в границах не завершенного строительством объекта (здание библиотеки) общей площадью 4077,7 кв.м, лит. А1, А2, расположенного в г. Туле, ул. Фрунзе, д. 13.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.07.2011 в части требования ОАО "Черметимпекс" о признании незаключенным договора мены от 29.08.2008 производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части. В удовлетворении остальных требований ОАО "Черметимпекс" отказано. Производство по делу по встречному иску ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" к ОАО "Черметимпекс" прекращено в связи с тем, что указанное требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в рамках искового производства.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 решение от 18.07.2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2012 решение Арбитражного суда Тульской области от 18.07.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу N А68-8137/10, А68-5474/10 оставлены без изменения в части прекращения производства по иску ОАО "Черметимпекс" о признании незаключенным договора мены от 29.08.2008, в части прекращения производства по встречному иску ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" к ОАО "Черметимпекс", а также в части отмены мер по обеспечению иска, принятых судом определениями от 04.05.2010 и от 15.10.2010. В остальной части решение Арбитражного суда Тульской области от 18.07.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу N А68-8137/10, А68-5474/10 отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.07.2012 N ВАС-8350/12 в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дела N А68-8137/10, 5474/10 Арбитражного суда Тульской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2012, принятого по указанному делу, отказано.
20 сентября 2011 года Управлением на основании заявлений ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Территориального управления Росимущества в Тульской области с приложением соответствующих документов была осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на административное здание БТИ, общей площадью 7204,9 кв.м, лит.А1, А2, а1, расположенное по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, д. 13, в связи с окончанием строительства и вводом объекта в эксплуатацию (разрешение от 07.09.2011 N RU71326000/11).
Полагая, что в результате совершения данных регистрационных действий изменилось существующее положение сторон в отношении спорного объекта недвижимости, а также совершение данных действий не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ОАО "Черметимпекс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом Общество ссылается на то, что регистрационные действия произведены ответчиком в нарушение закона, поскольку в соответствии с заявлениями ОАО "Черметимпекс" в рамках рассмотрения объединенного дела N А68-8137/10, А68-5474/10 были наложены обеспечительные меры в виде запрета ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" вести строительные работы на объекте незавершенного строительства - помещение "кафе-кулинария" и наложения ареста на спорное имущество - объект незавершенного строительства "кафе-кулинария". В связи с этим, по мнению Общества, у регистрирующего органа отсутствовало право на регистрацию спорного объекта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 122-ФЗ установлена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество.
К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и органов по государственной регистрации относятся, в числе прочего, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав предусмотрен ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 36 "Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Методические рекомендации), утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, при наличии в Едином государственном реестре прав записи об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, установленных до совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации, государственный регистратор в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений о том, существовало ли на момент совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации ограничение, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав и препятствующее проведению государственной регистрации.
При этом согласно абз. 3 п. 36 Методических рекомендаций арест, запрещение совершения сделок не является препятствием для регистрации существующего права лица, чье имущество арестовано или которому запрещено совершать сделки с объектом недвижимого имущества.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 04.05.2010 по делу N А68-2886/09 были приняты обеспечительные меры в виде запрета ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Тульского филиала на ведение строительных работ на объекте незавершенного строительства помещение "Кафе-кулинария", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 11.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что оспариваемое действие ответчиком было совершено в отношении иного имущества, расположенного по иному адресу - незавершенного строительством объекта "Здание библиотеки", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 13. Обеспечительная мера в виде запрета на ведение строительных работ на указанном объекте и по указанному адресу истцом никогда не испрашивалась, а арбитражным судом никогда не принималась.
26 октября 2010 года Управлением во исполнение определения Арбитражного суда Тульской области от 15.10.2010 по делу N А68-5474/10 был наложен арест на объект незавершенный строительством.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Представителями ТУ ФАУГИ в Тульской области и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на государственную регистрацию прекращения прав на объект незавершенный строительством и регистрацию права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на нежилое здание были представлены все предусмотренные законом документы: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU71326000/11 от 07.09.2011, выданное администрацией г. Тулы и кадастровый паспорт, выданный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 14.09.2011.
Из представленных документов следовало, что незавершенный строительством объект достроен, введен в эксплуатацию и поставлен на учет в уполномоченном органе - БТИ. Соответственно, объект незавершенный строительством прекратил свое существование.
Таким образом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на нежилое здание была проведена в точном соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом определения Арбитражного суда Тульской области от 15.10.2010 по делу N А68-5474/10.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в п.п. 52-56 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление) в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременении, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.
В данном случае требования заявителя фактически направлены на оспаривание зарегистрированных прав Российской Федерации и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в отношении нежилого здания, поэтому не подлежат рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Поскольку изменение в ЕГРП повлечет нарушение прав Российской Федерации и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", суд не вправе принять такое решение в порядке главы 24 АПК РФ.
С учетом вышеприведенного, несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что Закон N 122-ФЗ не содержит ограничения возможности обжалования действий регистрирующего органа при совершении действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий регистрационной службы в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, в том случае, если полагает, что при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество либо сделок с ним допущены нарушения.
Таким образом, решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А68-10582/11 вынесено в точном соответствии с нормами материального и процессуального права, судом правильно истолкован и применен закон, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам рассмотренного дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием ее позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А68-10582/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом вышеприведенного, несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что Закон N 122-ФЗ не содержит ограничения возможности обжалования действий регистрирующего органа при совершении действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий регистрационной службы в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, в том случае, если полагает, что при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество либо сделок с ним допущены нарушения.
Таким образом, решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А68-10582/11 вынесено в точном соответствии с нормами материального и процессуального права, судом правильно истолкован и применен закон, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам рассмотренного дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2012 г. N Ф10-1418/12 по делу N А68-10582/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1418/12
26.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5185/12
09.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5185/12
11.09.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-10582/11
18.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1418/12
20.01.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6620/11